Итог годовых наблюдений за происходящим на российском винном рынке: застой в законодательстве, умеренный рост качества, первые признаки винного маркетинга и лучшие вина России.
Впервые я провел опрос в группе «Наше Вино» в Фейсбуке (будем продолжать и впредь).
Результаты опроса размещаем в этой статье, а рядом с текущими итогами – итоги прошлых годов!
Проголосовало: 197
Проголосовало: 273
Проголосовало: 208
Проголосовало: 248
Проголосовало: 97
Проголосовало: 134
есколько лет мы наблюдали за проектом, известным как «те самые виноградники ниже Павла Швеца». В этом году состоялся настоящий выход в свет. Управляющий «Усадьбой Мангуп» Андрей Серков покорил многие выставки Крыма своими авторскими сырами: огромную роль играли не только их качество, но и живая презентация. Летом на пост винодела и директора заступил опытный Тодор Кацаров (ранее – «Усадьба Перовских»). Опыт замечательного винодела сыграл свою роль, и уже в ноябре студенты-сомелье «Лаборатории вина» смогли насладиться молодыми рислингом и совиньоном. Красные вина тоже обещают показать себя. Строится внушительная винодельня и целый туристический комплекс – отель, ресторан, эко-усадьба с библиотекой, спортзалом в лесу и прочими интересностями. Винодельня должна заработать на полную мощь в 2018 году.
кромное пока в маркетинге крымское хозяйство неизменно радует качеством. Красный бленд бастардо магарачского и кефессии (первый – местный гибрид, второй – бесспорный автохтон Крыма) запоминается глубоким рубиновым цветом, живым ягодным ароматом, бархатным вкусом. Отношение качества и цены удивительно: вино стоит меньше 1000 рублей. Пример для многих российских вин, подходящих и для трапезы, и для медитативного распития в дружеской компании!
2014
Ведерников Красностоп 2012
адера – не совсем законное с точки зрения защиты географических наименований название для вин нашей страны. Однако кризис виноградарства на португальском острове Мадейра (осталось 600 га – вин в России днем с огнем) подсказывает, что в ближайшие десятилетия это вино может сохраниться лишь в Крыму да в США. Вот и в Коктебеле возродили самую крупную в Европе (вероятно, скоро и в мире) мадерную площадку с солярием и хранилищем старых вин.
Пряное, с тонами сухофруктов и специй, вино получено из шардоне, алиготе, ркацители, автохтонного сорта шабаш и других белых сортов с вулканических терруаров у подошвы вулкана Карадаг. Будем надеяться, что эта категория будет процветать именно на российском рынке: пока туристы радостно сметают бутылки, поминая Распутина, вальсы Шуберта и хруст французской булки и времена, когда именно креплеными были лучшие вина России.
ркий игристый рислинг: это вино может радовать или удивлять, неизменно отстаивая свою самобытность. По итогам нашей «Русской Игры – 4» было трудно принять решение, соблюдая баланс между очень редкими или даже недоступными винами и теми, что можно найти на полках. Поэтому второй год отдаю предпочтение этому рислингу: цветочному, медовому, петрольному и очень благородному. Отличный результат работы команды виноделов во главе с Людмилой Семёновной Задорожной. Желаем приватизированному недавно «Новому Свету» сохранения традиций и развития.
тому вину была предписана долгая выдержка в дубе: именно она сбалансировала яркую кислотность и невероятную крепость этого вина: 15,9°. Вино раскрывается в течение 2-3 часов, а дегустировать открытую бутылку можно понемногу хоть неделю. Для любителей южного колорита: бузина, терновая, тутовая ягода, степное разнотравье, можжевельник и долгое шелковистое послевкусие.
атегория розовых вин будет неизбежно расти в нашей стране: это факт, с которым придется считаться нашим производителям, особенно на жарком Черноморском побережье. «Сатера» - одна из первых виноделен, серьезно взявшихся за дело, реализовав талант и знания Олега Репина. Тонкое и нежное в цвете и аромате, цветочно-фруктовое вино из сиры сразу стемится понравиться пряным и свежим послевкусием. Это один из лидеров нашего первого конкурса розе: история будет продолжена летом 2018-го, когда снова женское жюри выберет лучшие вина России в розовом цвете.
овые эксперименты Павла Швеца – в поле ожиданий от рынка биовин России. Это и оранжевые вина, которых в этом году станет больше (мацерация была применена для большой доли белых). И «натуральные игристые» - pétillance naturele, PétNat, категория, возрождающая истоки игристого с натуральным дображиванием в бутылке. Спрос на необычные вина в России в нишевом сегменте будет расти и дальше.
этом году снова Олег Репин: замечательный крымский винодел успевает не только делать славу «Сатеры» (в том числе и в премьере года – игристых винах шампанским методом), а еще в своем личном широко известном проекте, но и принялся за производство сухих вин «Золотой Балки». Особенно радует белое ZB – бленд алиготе и ркацители. Многогранность таланта Олега, то, как он успевает вести параллельно столько проектов не могут не впечатлить!
ервое ВЗНМП России рождается здесь. Терруар «Семигорья» объединит «Имение Сикоры» и «Виллу Викторию», и, если последнее хозяйство уже хорошо известно, то виноградник «Сикоры», оформляющийся на наших глазах, приятно назвать лучшим этого года. Здесь распланировано все: интегрированная в виноградник винодельня, граница по кромке леса и террасы, предназначенные, в том числе, для автохтонного красностопа. Александр Павлович Сикорский подошел к винограднику со свойственной ему скрупулезностью, которая чувствуется и в качестве вин этого показательного хозяйства.
ля возрождения виноделия Кавминвод осталась пара-тройка лет – так писал я в 2014 году. Слава Богу, услышали. К местному одинокому виноделу Виталию Батраку добавилась плеяда новых: это Федор Ештокин (Минводы), Александра Коваленко (Пятигорск) и еще несколько зарождающихся проектов. Возвращаются к жизни терруары, утраченные в 1990-е годы. А ведь их осваивали и немецкие, и итальянские колонисты еще в XIX веке! Вулканические почвы, богатые железом и известняками: шикарная палитра для винодела. А главное – все растущее количество туристов. Уже второй год проводится Праздник Молодых вин в парке Кисловодска: жаль, что даты почти совпадают с Саммитом виноделов в Абрау-Дюрсо и ставропольские вина не попадают на главную выставку страны.
«Мысхако» возрождается. Это событие невозможно недооценить: ведь именно на этих винах, да еще на «Шато Ле Гран Восток» я обучал российскому виноделию сомелье в 2008 году. Другого качественного не было! История хозяйства тянулась с 1869 года, здесь с гордостью показывали бункер героя Малой Земли Леонида Ильича Брежнева и отстроенный для него дегустационный зал.
В этом году в «Мысхако» пришел новый собственник, «Кубаньзернопродукт». Есть надежда на сохранение виноградников в пригороде Новороссийска, которые могли уйти под застройку (кстати, верхние уже перешли в хозяйство «Усадьба Мысхако»). С начала года возрождением занимались опытный Николай Алексеевич Пинчук («Шато Ле Гран Восток», «Лефкадия») и винодел Сергей Коротков, в ноябре на предприятие перешел Сергей Дубовик, известный своей работой на «Юбилейной». Ждем новых вин «Мысхако» в 2018 году, недавно был презентован новый логотип хозяйства.
ембулат Хусейнович Эркенов скоропостижно ушел из жизни 17 мая. Опытный бизнесмен, он гордился тем, что первым еще в СССР получил частную лицензию на производство алкоголя. Средства он вложил в огромный виноградник и винодельню «Шато Эркен» возле Нарткалы в Кабардино-Балкарии. Замок, пруд, сверхсовременная винодельня с оборудованием Péra и других ведущих производителей были гордостью всего Северо-Кавказского округа: ничего подобного вплоть до побережья Черного моря и увидеть было нельзя. В последние годы предприятие находилось в затяжном кризисе: лицензия, акцизы, а главное, сама стратегия его развития. Мы всячески желаем наследникам Тембулата Хусейновича продолжить дело и поднять, наконец, на должный уровень терруары Долины Терека.
онское виноделие – вне приморских курортов, огромных рынков сбыта, где только очень ленивый не завлечет на свое предприятие скучающих на пляжах и в санаториях туристов. Вроде как проходная зона по пути к благодатным терруарам Юга – и в то же время самобытное, традиционное и очень серьезное место российского виноделия. Большинство виноделов уже наносит на бутылки свой уникальный знак: древнюю печать Войска Донского, «еленя, пронзенного стрелой». Для этого им не нужны циркуляры СРО: просто большинство виноделов здесь и являются донскими казаками и их потомками. Свои обозначают себя по-своему.
Винный маршрут Долины Дона привязан к низовьям великой казачьей реки. От Цимлянска, где вы найдете и крупное «Цимлянские вина», и малые винодельни Серикова, Клейменова, Лукьянова, Губина, до самого устья в Азове (недавно здесь лицензию получило хозяйство «Кантина»). Проходит множество ярмарок, фестивалей, конкурсов в Ростове, Новочеркасске, окрестностях Волгодонска. Дон - наиболее самобытный винный регион нашей страны.
инный маркетинг в современной России – очень трудный пока сюжет. Почти не работает брендинг отдельных регионов, а тем более хозяйств. «Фанагория» показывает, что можно по-другому. Для этого у предприятия появился целый институт бренд-амбассадоров: Владислав Грацианский, Николай Скиба, Иван Лазарев. Собственно, само понятие специалиста, олицетворяющего и пропагандирующего бренд, продвигается в нынешней России именно «Фанагорией». Компания радостно рапортует о завоеванных ресторанах и рынках. В портфеле также победы в международных, российских конкурсах и открытие крупнейшего в стране погреба для бочковой выдержки вин.
аименее приятный, но все более очевидный тренд. Он начался еще в 2014 году и незаметно тлел вплоть до нынешнего. Именно в 2014 году стало ясно, что рынок вина в России не только перестает расти, но и начинает заметно сокращаться вместе с покупательной способностью российского народа. Параллельно растет другая кривая: его, нашего народа, патриотизм, желание пить наше, российское, крымское и наплевательское отношение к Западу. Ситуация грозила полным переделом рынка и уходом с него крупных игроков: не нужно было бы и пресловутых санкций на западные вина. Разумеется, остались бы качественные вина, схлынул бы ввозимый сюда за 2-3 евро и продаваемый втридорога странноватый субсидируемый продукт с назначенных историей под раскорчевку базовых виноградников Европы.
Этапы этой «странной войны» многие заметили: попытка импортеров просунуть дешевые европейские вина под акцизы ЗГУ и ЗНМП; противоборство квоте в 30% для российских вин в базовом ритейле; наконец, абсурдную «войну виноделов и сомелье». Не будем забывать, что последние, как правило, не только воспитаны винными школами на довольствии крупных импортеров, но и сами являются сотрудниками подобных компаний. Независимый сомелье, самостоятельно формирующий винную карту ресторана или бутика – редкий в наших реалиях зверь! А цены, назначаемые производителями и дистрибьюторами на лучшие вина России, не позволяют им уверенно чувствовать в картах ресторанах и бутиков.
Пока ждем передела и «устаканивания» рынка, а главное, осознания того, что потребление вина в стране действительно не растет и значительно уступает потреблению пива и водки: вот над чем надо работать совместно импортерам и виноделам.
сентября в Севастополе была, наконец, презентована Ассоциация виноградарей и виноделов. Проект зрел несколько лет, и дело было не в создании логотипа или сайта, а в достижении согласия между самими виноделами. Идея Павла Швеца состоит именно в территориальном объединении виноделов: к этому располагает и ситуация Севастополя как самого малого субъекта федерации. Итак, собрать под одним флагом больших и малых производителей Севастополя – амбициозный шаг, как и задача широко популяризовать слоган "Лучшие вина России делаются в Севастополе". В Совет Ассоциации вошли «Уппа», «Золотая Балка», Олег Репин и Alma Valley, директором выбран Андрюс Юцис.
ичего не изменилось за все 4 года рейтингов. Винная общественность по-прежнему ждет «Закона о виноградарстве и виноделии». Мы не ждем: пишем, боремся. Как говорится, оставайтесь с нами.
от так: в этом году нашими скромными усилиями на фестивале In Vino Veritas в Коктебеле был создан прецедент. На фото и в репортажах СМИ – «России Сегодня», ВГТРК, 5-го канала и многих других появились российские вина, брендированные бокалы, интервью виноделов. А в декабре 2017-го СМИ освещали итоги конкурса «Русская Игра – 4» , называя и марки вин. Большой плюс для пиарщиков и маркетологов: да, теперь, в соответствие с законом о рекламе, о российских винах из российского винограда можно и нужно писать, снимать, говорить.