Абрау-Дюрсо на Фестивале российского вина 2013 года Дарелл Джозеф долго ходил от стенда к стенду, задерживаясь, в частности, у донских гаражистов. Было заметно, что ему интересно все, происходящее на наших терруарах, тем более что незадолго до того Дарелл посетил десяток наших виноделен. Год спустя мы решили узнать мнение опытного эксперта о работе российской винной отрасли.
- Вас знают как эксперта по восточноевропейскому виноделию. Мне известно, что у Вас в роду есть славянские корни. Могли ли они стать определяющими при Вашем выборе интереса к данному региону? А также послужить причиной Вашего переезда из Америки в Вену?
- Мои предки жили в Хорватии и Ливане. Что касается моих хорватских корней, то мои бабушка и дедушка родились в то время, когда Хорватия была частью Австро-Венгрии. Но на самом деле не этот факт послужил причиной возникновения у меня интереса к центрально- и восточноевропейскому виноделию и к моему переезду в Вену. В Вене я оказался в 1987 году, когда мне предложили работу в качестве англоязычного редактора австрийского бортового журнала. А интерес к вину возник у меня в начале 1990-х – меня вдохновили австрийские и венгерские вина, особенно токайское. В конечном итоге я объединил свой опыт журналистской работы со связями в области маркетинга, и стал профессионально писать о вине. Закончив винную школу в Лондоне, я стал посещать основные винодельни в Австрии и Венгрии. Вот так все началось.
- Давно ли Ваш интерес к вину Восточной Европы распространился на страны бывшего СССР? России? Почему так произошло?
- Все произошло само собой. В то время винный мир только еще начинал открывать для себя вина Австрии и Венгрии. Начав плотно писать об этих двух странах, я заинтересовался их соседями, чьи вина практически были неизвестны специалистам – Словенией, Румынией и Молдовой, затем Хорватией и другими балканскими странами, наконец, Грузией. Я был очарован грузинскими винами – и скоро меня позвали судить дегустационный конкурс в Тбилиси и пригласили посетить несколько исторических винодельческих регионов этой страны, чтобы затем написать о них. Потом меня пригласили в Москву провести несколько презентаций и дать пару винных мастер-классов. Там я впервые познакомился с российскими винами. После этого я стал регулярно приезжать в Краснодар и Ростов.
- Вы являетесь постоянным участником международных дегустационных конкурсов, которые проходят в России. Как изменилось российское виноделие за тот период, в течение которого Вы его отслеживаете?
- Полагаю, что российское виноделие пока что находится в стадии развития – и развивается оно в верном направлении. Лично мне интересны автохтонные сорта винограда, как, например, красностоп золотовский. Меня очень впечатляет то, как развивается этот сорт в настоящее время. Но достижение постоянства качества пока остается делом будущего – для этого нужно время. Большинство виноделен Кубани работают с международными сортами, и со временем, в чем я убедился, эти вина становятся все более выразительными, у них тоже появляется свой характер – более цельный, так что они наверняка понравятся людям с самыми разными вкусами. Там внедряются новые технологии, закладываются новые виноградники.
- Как вы считаете, что на сегодняшний день является сильными сторонами российского виноделия?
- В России традиционно сильны игристые вина, хотя с точки зрения иностранного эксперта я бы сказал, что и для них актуален вопрос постоянства качества – часто оно прыгает, хотя следует сказать, что в последние годы предпринимаются большие усилия в верном направлении. На рынке появляются действительно очень хорошие игристые вина. Интересны также, как я уже упомянул, местные сорта – особенно те тихие сухие вина, в которых ярко проявляется их потенциал.
- Рассуждая о российских винах, на ваш взгляд, можно ли уже вести речь об их конкурентоспособности или — пока лишь только об определенной их индивидуальности, самобытности, особенности?
- «Конкурентоспособность» включает в себя понятия качества, объемов и, конечно же, цены. Давайте пока остановимся на качестве и объемах. Что касается первого, оно есть – вне всяческих сомнений. Что касается второго, думаю, что пока речь не идет о таких объемах качественного вина, которые позволили бы ему конкурировать на международной арене. На данный момент качественное российское вино способно занять скорее определенную рыночную нишу. Но это отнюдь не плохо. Австрия, Венгрия, Хорватия, Словения – вина из всех этих стран выступают в определенных рыночных нишах. И чем больше появляется заинтересованных и высокообразованных любителей вина, тем больший интерес для таких людей будут представлять вина из таких, как я их называю, «нишевых стран».
- Как вы оцениваете работу наших виноделов с европейскими сортами? Есть ли особенности, отличающие российские вина от зарубежных, сделанных из этих же сортов?
- Я бы сказал, что на общем фоне лучше всего смотрятся купажи из местных и международных сортов – они кажутся мне более выразительными, чем моносортовые из международных сортов. Особенно привлекателен каберне совиньон в купаже, скажем, с саперави и цимлянским черным. Или сира с красностопом золотовским. Что же касается самых ярких международных сортов, они требуют дальнейшей скрупулезной настройки. Вот новая винодельня «Усадьба Дивноморское» экспериментирует с многообещающими молодыми лозами международных сортов, таких как шардоне и гевюрцтраминер.
- Говоря о климатических и географических особенностях винодельческих регионов юга России, различаете ли Вы наши терруары – к примеру, Таманский полуостров, Новороссийск, Долину Дона?
Скажу кратко: я пока что изучаю этот вопрос.
Просмотреть оригинал интервью Скачать оригинал интервью
(Продолжение следует)