"К морю — малютка гора Кастель, крепость над виноградниками, гремящими надалеко славой. Там и золотистый "сотерн" — светлая кровь горы, и густое "бордо", пахнущее сафьяном и черносливом, и крымским солнцем! — кровь темная. Сторожит Кастель свои виноградники от стужи, греет ночами жаром. В розовой шапке она теперь, понизу темная, вся — лесная".
Присоединение Крыма открыло нам полузабытые страницы советских времен — обилие крепленых и полусладких, неровные по качеству сухие. Но и невероятные для нашей страны жаркие сланцевые терруары, и средиземноморский климат, и новые продукты — граппу, например. В Крыму плодоносят оливковые деревья, возрождается культура устриц, здесь сохранилось 30 тысяч га виноградников, больше, чем на Кубани. Крым вдохнул новую жизнь в виноделие России и заставил власти ускорить его реформы. В первой статье попробуем разобраться в истории и перспективах крымских терруаров.До России
У нас нет региона, подобного Крыму по истории культурного виноделия и перечню сменявших друг друга на побережье Черного моря винодельческих держав и народов: Херсонес, Боспорское царство, Византия, Готское королевство, Генуэзская республика, Княжество Феодоро, Российская империя.
Крымское виноделие своими корнями восходит к периоду с VI в. до н. э. , когда были основаны первые греческие колонии на полуострове. При этом есть целый ряд косвенных свидетельств того, что древние обитатели Крыма — тавры занимались виноградарством и виноделием задолго до греков, позаимствовав его приемы у жителей древней Грузии.
К 1 в до н.э. жители Причерноморья под властью греков сформировали эллиническое государство, известное как Боспорское царство со столицей в Пантикапее (Керчи). Его крупнейшими городами были Фанагория (Тамань) и Херсонес (Севастополь). В городах Боспорского царства вина производили столь много, что его хватало и на собственные нужды, и на экспорт. Вывозили его прежде всего на север, крупнейшими импортерами крымских вин были скифы.
Давнюю культуру крымского виноделия подтверждает каменная плита в честь местного виноградаря, найденная в Херсонесе:
"Народ почтил статуей Агасикла, размножившего виноградники на равнине".
К VI веку н. э. юг Крым входил в сферу влияния Византии, которая всячески поощряла развитие хозяйства у своих федератов (союзников), строительство постоянных поселений, приобщение бывших варваров к оседлому образу жизни. Важную роль в этом деле сыграло распространение на полуострове христианских монастырей как очагов греческой культуры, в том числе культуры выращивания виноградной лозы и изготовления вина. Здесь проживало крупное готское (германское) население, исповедовавшее христианство. Существовала Готфийская (Готская) епархия, учрежденная в 325 и упраздненная лишь в 1786 году.
В раннем средневековье крупными оптовыми покупателями крымского вина были хазары. Когда в X веке Хазарский каганат был разгромлен, сменилась структура потребления. Однако в горах продолжали заниматься изготовлением вина и после того, как степная часть полуострова была захвачена татарами в XIII веке. Центр товарного виноделия к XIII-XIV векам сместился на южное побережье. По договору с Золотой Ордой оно отошло Генуэзской республике. В плодородных долинах вокруг Кафы (Феодосии), Солдайи (Судака), Лусты (Алушты) генуэзцы всячески развивали виноградарство и производство вина. Вино из местных аборигенных сортов винограда затем вывозилось на продажу. Торговля шла бойко, для вывоза вина использовались уже огромные дубовые бочки. Объемы вывоза вина достигали в год 2 млн.литров.
В 1475 г. генуэзцев с побережья Крыма вытеснили турки. Пало и последнее христианское государство — княжество Феодоро. Как правоверные мусульмане, турки не поощряли виноделие. Потому производство вина здесь сократилось, но не исчезло. Ведь основное население прибрежных городов и селений оставалось христианским (греки, армяне, потомки итальянцев), даже говоря по-тюркски. Впоследствии они влились в этнос крымских татар. Многие путешественники в XVI-XVII веках отмечали обширность виноградников в округе Кафы и Судака, прекрасный вкус местного вина. Не исчезло виноделие и в горах. Христианские монастыри, освобожденные от налогов, по-прежнему были центрами виноделия. Занимались изготовлением вина и караимы (крымские евреи). Свою выгоду с этого дела имели крымские ханы, взимавшие немалые пошлины с торговли вином — до 20% от его цены.
Каким он был
Перед присоединением Крыма к России основные производители вина в Крыму, христиане (греки и армяне) были переселены с полуострова на Азовское побережье. Виноградники пришли в запустение, стали вырождаться. Земли в Крыму раздавали новым хозяевам, мало понимающим в виноградарстве и виноделии, равно как и их крестьяне. Титанические попытки князя Потемкина по посадке в Крыму виноградных лоз из венгерской провинции Токай, островов Эгейского моря фактически ни к чему не привели. Более того, многие аборигенные сорта были при этом уничтожены.Понадобилось какое-то время, чтобы пришло понимание этого. В 1804 г. открыто Судакское училище, где готовились специалисты по виноградарству, виноделию и бондарному делу. Из Франции были выписаны два мастера-винодела, а также прессы и лозы. В 1828 г. открыто Магарачское училище садоводства и виноградарства. К этому времени по соседству уже действовал Никитский ботанический сад (1812 г.). Его первый директор X. Стевен, помимо всего прочего, занимался опытным питомником для лучших европейских сортов винограда и изготовлением опытных партий вин. Следующий директор Сада, Н. П. Гартвис, довел коллекцию виноградных лоз до 300 сортов. Здесь работал знаменитый Петр Кеппен, составивший в 1832 году первый масштабный труд "О виноделии и винной торговле в России"
Очередной губернатор Новороссийского края граф М. С. Воронцов отличался кипучей энергией во всем, в том числе в деле возрождения виноделия. По его приказу все поселенцы на юге России должны были выращивать виноград, а он закупал у них вина и выдерживал в своих подвалах в Алуште, Ай-Даниле, Алупке.
В 1840-х годах насчитывалось уже 350 виноградарских хозяйств, а площади виноградников достигли 3,5 тысячи гектаров.
В 1870-е годы в Крыму поселился князь Лев Голицын, выкупил имение Новый Свет и занялся виноделием. Его земельные владения непрерывно расширялись — окрестности Судака, Феодосии, Гурзуфа. Винодельческие эксперименты князя привели к тому, что его красные и белые вина, знаменитое игристое были удостоены золотых медалей на выставках в Москве, Ялте, Париже, Луизвилле и Нью-Орлеане.
В 1891 г. Голицын возглавил Удельные имения императорской фамилии. Под его руководством сразу была поднята урожайность и улучшено сортовое качество винограда, появилось много новых для Крыма типов вин. В Массандре были построены первые в России подземные погреба туннельного типа для производства и выдержки столовых и десертных вин стоимостью 1 млн. 100 тыс. рублей, перестроены подвалы в Судаке.
В 1898 г. он оставляет службу и занимается своим любимым детищем — винодельческим хозяйством в Новом Свете. Ещё в 1896 г. новосветское игристое подавалось во время коронационных торжеств в Москве под маркой "Коронационное".
"Лев Голицын никого не боялся. Он ходил всегда, зиму и лето, в мужицком бобриковом широченном армяке, и его огромная фигура обращала внимание на улицах. Извозчики звали его "диким барином". Татары в его кавказском имении прозвали его "Аслан Дели" — Сумасшедший Лев. Он бросал деньги направо и налево, никому ни в чем не отказывал, особенно учащейся молодежи, держал на Тверской, на углу Чернышевского переулка, рядом с генерал-губернаторским домом магазинчик виноградных вин из своих великолепных крымских виноградников "Новый Свет" и продавал в розницу чистое, натуральное вино по двадцать пять копеек за бутылку. — Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино! — заявил он".
В 1915 году князь умер, до этого потратив на развитие виноделия три своих наследственных состояния и передав "Новый Свет" императорскому ведомству.Народ жестоко "отблагодарил" князя, разграбив в 1920 году его склеп в Новом Свете и выбросив останки Голицына и его жены в овраг. Считается, что их подобрали и тайно перезахоронили татары, любившие "Сумасшедшего Льва"
Каким он стал
После страшной Гражданской войны в советские времена продолжалось развитие крымское виноградарства и виноделия. С переменным успехом крымским виноделам удавалось и сохранить высокое качество продукции, и ежегодно наращивать объемы производства.Институт винограда и вина "Магарач" разрабатывал и совершенствовал технологии выращивания винограда, производства вина, давал жизнь новым сортам и новым маркам. За Южным Берегом окончательно закрепилось производство крепленных, новые сухие и игристые стали появляться в районе Севастополя и Судака. Были созданы мощные производственные объединения (Крымсовхозвинпром, "Массандра"), в которые входили предприятия всех циклов винодельческого производства — от виноградарских совхозов до заводов конечного виноделия. Самым мощным пережитком советских лет было и остается НПАО "Массандра" со своими 4 000 га виноградников.
Сегодня в Крыму насчитывается более 40 хозяйств. Среди них мало крестьянско-фермерских, много постсоветских холдингов, находящихся в государственной собственности.
Большинство из современных винодельческих хозяйств Крыма являются прямыми наследниками тех, что существовали на полуострове в советский период. Практически нет хозяйств, запущенных в последние 15-20 лет. Исключение составляют проекты энтузиастов (Павел Швец, Олег Репин, Сатера). И все они в Севастопольской зоне. Правда, на бывших землях Массандры появился Chateau Cotes de Saint-Daniel Вагита Алекперова, а под Бахчисараем запущена современная винодельня Alma Valley, принадлежащая структурам ВТБ . Но, кроме этих, по сути некоммерческих проектов, в Крыму отсутствуют винодельческие проекты с крупным инвестиционным базисом, подобные «Лефкадии», «Гай-Кодзору» в России или «Бадагони», «Шато Мухрани» в Грузии. С винодельнями полуострова практически не работали иностранные консультанты, вина Крыма не участвовали в международных выставках, сохранялась постсоветская производственная и интеллектуальная база.
Единственным серьезным примером привлечения инвестиций, причем иностранных, в украинский период истории полуострова является Inkerman International (Швеция, Финляндия). При этом торговая политика Украины препятствовала максимальному выходу крымских вин на российский рынок (на Украине продавалось порядка 70%, в России не более 20% вин). В сегодняшних условиях крымские вина де-факто больше не присутствуют на украинском рынке, и местным производителям при участии российских властей необходимо предпринять титанические усилия для увеличения продаж в Российской Федерации, что единственно способно спасти винодельческие предприятия полуострова.
Крым в годы нахождения в составе Украины был низкобюджетным курортом: в городах Южного берега (ЮБК) есть не более пары десятков заслуживающих внимание ресторанов и кафе с европейским уровнем сервиса, почти нет сомелье. Отсутствуют мировые гостиничные сети типа Radisson, Hillton, Kempinski и т.д. Уровень сервиса очень низок, как и уровень представляемых туристических услуг; крайне отсталая инфраструктура представляет собой сплав лучших пережитков советской эпохи с явлениями ранних 1990-х. Функционирует общественный транспорт 1970-х годов, нетронутые временем санатории, пионерские лагеря и т.д.
При этом Крым сохранил массу возможностей, которые, вместе с уникальными природными условиями, способны сделать из полуострова главный винодельческий регион Черноморья. Даже отсутствием иностранных консультантов Крым уникален - здесь сложилась своя винодельческая школа, интегрировавшая лучшие наработки советского и царского периодов. Теперь нужно интегрировать современный российский опыт.
"Наше Вино"