Неизвестная Кубань

ВИНОДЕЛИЕ КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
В

ыход на арену почти десятка краснодарских гаражистов окончательно обозначил появление нового на Кубани Краснодарского винного региона. Является ли он абсолютно новым - или же речь идет о его возрождении?

Екатеринодар Екатеринодар

Виноградники в Краснодарском крае ныне расположены вдоль узкой приморской полосы от Анапы до Геленджика и на Таманском полуострове. При этом Тамань является, по-видимому, и древнейшим местом культивирования лозы на территории Кубани – здесь ее выращивали еще древние греки-колонисты и, по-видимому, местные адыгские племена. История же современного виноградарства и виноделия на юге России начинается во второй половине XIX века. Интересно, что в то время попытки организовать «правильные культурные виноградники» предпринимались не только в указанных регионах 1896 г. побережье относилось к Черноморской губернии, а Кубанской области принадлежал лишь Таманский полуостров), но и в обширных степных районах Кубанской области.

В 1874 г. площадь виноградников Кубанской области составляла 218 десятин*, а в 1894 г. – уже 2.500 десятин. В Черноморской губернии под виноградники было занято 1.070 десятин. Для сравнения: площадь виноградников в области Войска Донского составляла 10 тыс. десятин, в Ставропольской губернии в 1899 г. 2.823 десятины, а в Терской области (где казаки начали заниматься виноградарством еще в XVIII веке) более 7 тыс. десятин.

Таблица 1. Сбор винограда и производство вина на Северном Кавказе в конце XIX – нач. ХХ вв. (в среднем)

Регион Собрано винограда

(в тыс. пудов)

Приготовлено вина

(в тыс. ведер)

Область Войска Донского 120 25
Кубанская область 526 253
Терская область 49 580
Ставропольская губерния 1.386 1.031
Черноморская губерния 84 100 – 200

В этой статье мы коснемся истории виноградарства внутренних районов Кубанской области (т.е. без Тамани, современного Крымского района и Черноморского побережья, которое, как уже было сказано, до революции составляло отдельную административную единицу – Черноморскую губернию).

Историки свидетельствуют, что начиналось оно в 1830-е гг. в местах самых старых поселений области – в Черномории (там поселились черноморские, бывшие запорожские, казаки) и вдоль Старой линии (линейные казаки). Опыты эти, впрочем, оказались неуспешными вследствие незнания казаками культуры виноградарства и климатических особенностей новых для них мест проживания.

По состоянию на 1874 г. виноградники Кубанской области располагались вокруг Ейска, вдоль течения Кубани от Кузьминского в Баталпашинском уезде (ныне с. Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края) вплоть до оконечности Тамани, а также вдоль течения реки Кирпили к северу от Екатеринодара. В дальнейшем эти площади расширялись.

Итак, кроме Темрюкского (Таманского) отдела, виноградники были в других отделах Кубанской области – Ейском, Екатеринодарском, Майкопском, Кавказском и Лабинском.

Ейский отдел

Первые «постоянные» виноградники в Кубанской области были высажены в Ейске в 1850-е гг. по указу наместника Кавказа князя Воронцова: этим указом были отведены под сады и виноградники безвозмездно 5 десятин городских выгонных земель с обязательством развести на каждой десятине не менее 1.200 виноградных кустов. Земли эти были освобождены от налогов в течение 10 лет. В 1870-е гг. площадь виноградников в Ейском уезде превышала уже 315 десятин, и принадлежали они 306 собственникам. Виноград этот сбывался преимущественно в свежем виде, вина из него почти не делали.

Еще один старый центр виноградарства в Кубанской области – казачьи виноградники на правом берегу реки Кубань между станицами Усть-Лабинской (Екатеринодарский отдел; ныне г. Усть-Лабинск) и Убежной (Лабинский отдел; ныне ст. Убеженская в Успенском районе).

Екатеринодарский отдел

Согласно местным преданиям, в 1800 г. житель станицы Усть-Лабинской Иван Каравичев поехал на Дон проведать родственников и привез оттуда виноградные чубуки. Однако виноградарство в этом районе развивалось очень медленно: в 1840-е гг. общая площадь виноградников не превышала 3 десятин. В 1846 г. князь Воронцов, посетивший эти края, выслал туда саженцы из Крыма: рислинга, каберне, муската. В 1898 г. в Усть-Лабинской площадь виноградников составляла 86 десятин.

В значительных количествах выращивали виноград жители станицы Ладожской (100 десятин на 1898 г.). Основным виноградарем и одним из первых виноделов в Ладожской был есаул Иван Трофимович Калугин, засадивший привезенными из Абрау и Анапы лозами 9 1/3 десятин земли.

Его красное из каберне столовое вино отличается такой мягкостью и бархатистостью, что выдвигает их в ряды первоклассных вин и на всем северном Кавказе.
По свидетельству очевидцев

Историки начала ХХ в. писали, что Екатеринодар в то время

...внезапно стал одним из самых крупных центров виноградной культуры в Кубанской области.
По свидетельству очевидцев

Итак, первыми виноградарями в областном центре были некие Терашкевич и Карл Иванович Тротнер. В 1884 г. в городе под виноградники было занято 36 десятин земли. Как и в Ейске, землю раздавали бесплатно, под залог в 25 руб. и с условием «развести насаждения в течение трех лет». В результате, к 1898 г. общая площадь 534 виноградников г. Екатеринодара превышала 577 десятин. Эксперты отмечали выгодность данного вида деятельности для горожан: легкость сбыта в довольно крупном и богатом городе и высокие цены – вначале на виноград, а вскоре и на вино. Одним из первых виноделов в городе стал тот же Карл Тротнер.

Еще одним заметным виноградарем в Екатеринодарском отделе был полковник Бурсак, засадивший свой виноградник в районе станицы Ново-Малороссийской лозами, выписанными из Никитского ботанического сада в Крыму: мускатами, рислингом и неким «черным сортом», известным на Кубани под названием «крутого».

Майкопский отдел

У упомянутого выше Терашкевича был также свой питомник, который, к сожалению, сыграл и отрицательную роль в истории виноградарства на Кубани: саженцы, получаемые из этого питомника другими виноградарями региона, оказались заражены филлоксерой. Особенно это касалось виноградников Майкопского отдела области – поэтому там виноградарство не получило должного развития, несмотря на благоприятные климатогеографические условия. Более-менее крупные площади виноградники занимали в юртах (земельных наделах) станиц Ханской (40 десятин), Гиагинской (24 десятины), Новолабинской (11 десятин), Белореченской (ныне г. Белореченск – 6 десятин) и г. Майкопа (8 десятин). Пионером виноградарства в Майкопском отделе был отставной фельдшер Кочергин из Белореченской, имевший виноградник из лоз, розданных еще князем Воронцовым, а позже привезший саженцы из Ялты.

Кавказский отдел

В Кавказском отделе центры виноградарства сосредотачивались в станицах Кавказской 1850-х гг., в 1898 г.28 десятин), Переясловской (12 десятин), Сергиевской (ныне Кореновский район – 8 десятин) и немецких колониях Эйгенфельде (ныне с. Ванновское Тбилисского района – 25,5 десятин) и Розенфельде (с. Шереметьевское Тбилисского района – 32,5 десятины). Колонисты-немцы, прибывшие на Кубань из Аккерманского уезда Бессарабской губернии (ныне – Белгород-Днестровский район Одесской обл. Украины) в 1869–1871 гг., хорошо разбирались в винах. Они также привезли на Кубань бессарабские сорта винограда. Однако, в 1884 г. на их виноградниках была обнаружена филлоксера, что затормозило развитие виноградарства в регионе.

Лабинский отдел

В этом отделе виноградники занимали значительные площади: 164 десятины на 1898 г. Кроме упомянутой выше ст. Убежинской, они были разбиты на хуторе барона Штейнгеля (ныне окрестности г. Новокубанска) – ок. 55 десятин.

Баталпашинский отдел

Здесь виноград выращивали в местности, прилегающей к ст. Невинномысской (ныне г. Невинномысск Ставропольского края), селениях Великокняжеском (82 десятины в 1898 г.), Александродаре (62 десятины; ныне оба села входят в состав райцентра Ставропольского края с. Кочубеевского). Всего виноградники в отделе занимали площадь 198 десятин, в т.ч. 145 десятин находились под управлением немцев – жителей менонитских колоний – переселенцев из Бердянского уезда Таврической губернии.

Таблица 2. Площади виноградников в отделах Кубанской области, 1898 г.

Отдел Площадь виноградников, десятин
Темрюкский 2079
Екатеринодарский 935
Кавказский 379
Ейский 315
Баталпашинский 198
Лабинский 163
Майкопский 109
Итого: 4180
Приемы виноградарства

Основными проблемами кубанского виноградарства того времени исследователи называют то, что первым виноградарям, прибывшим в регион из исторически винодельческих местностей – с Дона, Бессарабии, Таврической губернии, были неведомы климатогеографические условия Кубани и действовали наобум, высаживая «свои» сорта на новом месте. Ситуацию усугубило нашествие филлоксеры, отвадившей многих от занятия виноградарством, и общая малограмотность пионеров кубанского виноградарства (описан случай, когда первый виноградарь ст. Пластуновской не производил обрезку винограда в течение 4-х лет, т.к. не знал о необходимости проведения такой операции, пока приезжий садовод не рассказал ему об этом).

02

Источники того времени советовали кубанским виноградарям повсеместно, кроме Анапского района, закапывать виноград на зиму: главной бедой авторы считали поздние весенние заморозки. Поэтому откапывать виноград советовали не раньше 10 апреля, а закапывать на зиму уже с конца октября.

Что касается выбора сортов, авторы отмечают случайность, помноженную на желание пионеров виноградарства испытать те или иные сорта в новых условиях. При всем этом, на Старой линии, заселенной потомками донских казаков, преимущественно выращивали донские сорта, позднее также выписанные из Крыма (чауш, шасла, кокур, рислинг, мускат, каберне); в восточных районах области (Баталпашинский отдел) – виноград, черенки которого были выписаны из Прасковеи; немцы и молдаване привезли с собой бессарабские сорта; переселенцы из Малой Азии – трапезундские. В Екатеринодар саженцы выписывали из Крыма, Одессы, Терской области, Прасковеи, из колоний бессарабских немцев и т.д. Из технических сортов, выращивали семильон, гамэ, траминер, рислинг, пино блан, пино нуар, каберне, мускаты, саперави, кахетинский, прасковейский, пухляковский («козьи титьки»), пти вердо, сильванер и др.

Источники отмечают, что 

виноградники в общем содержатся довольно небрежно;

на зиму виноград закапывают (кроме Анапского района, «но работа эта не везде ведется с надлежащею осторожностью и вниманием»), предварительно произведя обрезку; весеннюю обрезку практикуют немногие. При обрезке на кусте оставляют от 3 до 5 побегов, а на каждом плодоносном побеге от 3 до 9 глазков. Летом виноградники несколько раз пропалывают и пасынкуют в конце июля. Орошение виноградников считалось необходимым только в жаркой долине р. Белой (ст. Белореченская, Ханская). Правильно формировать куст казаки не умели, и бывали случаи, когда виноградарь, не сумев пригнуть лозу для зимней закопки, строил над стоящим кустом шалаш, а землю набрасывал уже поверх этого шалаша.

Выше уже упоминалось о том, что многие виноградники на Кубани оказались заражены филлоксерой. Впервые на российском Кавказе она была обнаружена в Сухуме в 1881 г., после чего Кавказский филлоксерный комитет начал проверку виноградников, в которые поступали лозы из-за границы. По решению комитета, многие виноградники были уничтожены, что, впрочем, не помогло избавиться от заразы: многие хозяева пересаживали лозы с одного места в другое, пропускали некоторые участки и т.д.

Вино того времени

Как и виноградарством, виноделием на Кубани занимались преимущественно ощупью, бессистемно. Многие хозяева виноградников старались собрать урожай как можно скорее, пока цена на ягоды не упала, оставляя на вино только бракованные грозди. Белые сорта собирали в корзины, откуда ягоды сразу же ссыпали под пресс; красные же помещали на 5 – 10 дней в чаны для брожения, где перемешивали палкой по нескольку раз в сутки. Дальнейшие работы заключались в переливке вина и иногда в его оклейке. Для выдержки использовали старые бочки из-под спирта и водки. Очевидцы описывали кубанские вина того времени как «водянистые, кислые, непрочные», покрывающиеся плесенью при выдержке.

КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

Производство вина из классических сортов (пино нуар, семильон, каберне) было ничтожным. Среди первых виноделов Кубани следует назвать, кроме уже упоминавшегося К. Тротнера, есаула и члена Кубанского экономического общества Магмета Кононовича, священника Остроумова и есаула Калугина, а также немецких колонистов края. У немногих были в наличии бродильные чаны, приспособленные к правильному брожению (зачастую брожение проходило просто под открытым небом), винтовые прессы, подвалы (где вина доливались и оклеивались).

Торговля местным вином была мизерной, а спрос на вина продолжал удовлетворяться преимущественно за счет привозного вина.

Таким образом, на рубеже ХХ в. виноградарство и – даже еще в большей степени – виноделие в Кубанской области (за исключением Таманского полуострова и Анапского района) находилось в зачаточном состоянии. Несмотря на то, что многие жители области стали выращивать виноград и пытались делать вино, делали они это, как правило, методом проб и ошибок, без научного исследования климатогеографических условий региона. И в дальнейшем в степных районах Кубани виноградарство и виноделие не приобрели сколь-нибудь серьезных промышленных масштабов, оставаясь на уровне хобби для многих жителей станиц и городов. Правда, в этом году было объявлено о начале довольно масштабного винодельческого проекта под Ейском. Что ж, поживем – увидим…

Использованы материалы книги М. Балласа «Виноделии в России», том IV – Предкавказье. СПб, 1898.

Категории: Терруары Теги: #Казаки , #Кубань