Автохтоны Солнечной Долины

Питаясь солнцем и засохшей глиной,

Утяжеляет грозди виноград:

Кефесия, кокур, джеват кара –

Аборигены Солнечной Долины...

А. Извольская
Большое путешествие

08

К

аждый раз, сворачивая с трассы Алушта – Феодосия к Солнечной Долине, я чувствую, что переступаю чертоги фантастического мира: отроги скал, вздыбленные по направлению к солнцу, напоминают окаменелые волны (а ведь они и правда некогда вышли из вод Черного моря – немыслимо!), и, окруженная ими, прямая, как стрела, дорога ведет вниз – к лазурному берегу... Весь колорит юго-восточного Крыма воплощен в этом укромном сказочном уголке.

Долина и правда солнечная: в ней, облюбованной солнцем, бывает до 300 ясных дней в году – больше, чем где-либо в Крыму. Природно-климатические условия этой местности (каменистая почва плюс минимальное количество осадков) являются наилучшими для произрастания аборигенных сортов винограда. Не требующие дополнительного полива, ягоды насквозь пропитываются энергией света и теплоты, благодаря чему достигают высокой сахаристости. Из этих сортов впоследствии производятся крепкие и десертные вина высокого качества.

Автохтонный сорта присутствуют во многих винах Солнечной Долины Автохтонный сорта присутствуют во многих винах Солнечной Долины

Виноградарство облагораживает человека и формирует его личность. В каждом из работников хозяйства «Солнечная Долина», с кем мне довелось вести беседу, чувствуется трепетная любовь к своему делу и некий флер тайны, к которой причастны лишь избранные. Так и хочется заглянуть «за»… Но не буду торопить события: большое путешествие начинается с маленького шага.

Коренные «жители»

Автохтоны использовал в своих опытах еще князь Лев Голицын. При нем появились первые образцы портвейна и кагора. А его шампанист А.А. Иванов, изучавший старые насаждения на восточном побережье Крыма, описал 80 аборигенных сортов. К 1974 году с восстановлением виноградников после Великой Отечественной войны было выявлено еще более 35 сортов, неизвестных ранее. Сегодня в Крыму произрастает больше ста автохтонных сортов винограда, но для виноделия используется приблизительно десятая часть. Многообразие автохтонов концентрируется именно в Солнечной Долине. Из винограда, взращенного в этой местности, получается  вино, сочетающее в себе необычные вкусы: карамель с чайной розой, чернослив с ванилью, дикий мед с ананасом, черноплодную рябину с молочными сливками…

Сотрудница «Солнечной долины» Алла Константиновна Маленко, работающая на предприятии технологом вот уже больше двадцати лет, знает «в лицо» каждого аборигена с местных плантаций и, кстати, отменно проводит дегустацию.

- Алла Константиновна, расскажите, какие особенности объединяют аборигенные сорта? Легко ли работать с местным виноградом?

Вообще с аборигенами работать сложно: у них в основном женский тип цветка, поэтому их всаживают вместе с сортами-опылителями. Лучшие опылители – одесский черный и кокур белый, которые мы и используем. В отличие от совиньона и шардоне, закупленных во Франции, наши автохтоны низкоурожайны: они закладывают только одну гроздь на лоз  е, в то время как зарубежные сорта уже на третий год после посадки давали по три грозди*. У нашего винограда, прекрасно выживающего в зоне полупустыни без всякого полива, происходит стремительное сахаронакопление. Условиями произрастания обусловлены и анатомические особенности аборигенных сортов: небольшая ягодка с большой косточкой. В связи с этим выход сока очень низкий: около 60%.

По словам Аллы Константиновны, самые распространенные автохтоны – это сары пандас, шабаш, капсельский белый, солнечнодолинский, кокур белый, эким кара, кефесия, кок пандас, солдайя, джеват кара и другие. Некоторые из них предлагаю рассмотреть подробно.

Подвалы Архадерессе, построенные В Солнечной Долина князем Голицыным для князя Горчакова Подвалы Архадерессе, построенные В Солнечной Долина князем Голицыным для князя Горчакова

07

Кефесия. Переводится как «феодосийский». Название сорту дано в связи с местом происхождения: город Феодосия, который прежде именовался Кафа, Кефе. Академик П.С. Паллас (XIX в.) называл этот сорт кефе изюм и первым описал его. Впоследствии кефесию размножал и использовал в виноделии князь Л.С. Голицын. В данный момент на территории Солнечной Долины сорт занимает площадь в 35 гектаров.

Кефесия – это сорт позднего срока созревания, время его сбора приходится на третью декаду октября, когда сахаристость ягод достигает 22%. Кислотность его составляет 4,5 – 6,0 г/л. Ягоды  округлые, средней величины, черные или темно-синие с непрочной кожицей и нежной сочной мякотью. Грозди достигают в длину 13 – 20 сантиметров. Виноград способен заизюмливаться.

Что до «взаимоотношений» с вредителями, то есть большой риск быть пораженным оидиумом и гроздевой листоверткой.

Сорт кефесия приобретает наилучшие характеристики, если он выращен на каменистых почвах на 200 – 250 метров над уровнем моря. Из него получаются высококачественные десертные вина с тонами сафьяна, цареградской шелковицы и молочных сливок.

04

Кокур белый. Русский ученый П.П. Кеппен предполагал, что сорт кокур был завезен в Крым греками с острова Корфу в XII – XIV веке. В древние времена им полностью была засажена Судакская долина, да и в наше время он занимает в этой местности ведущую позицию. Вторично, после Крыма, сорт получил распространение на Дону под названием белый долгий.

Срок созревания кокура – поздний: сбор урожая осуществляется в середине октября. К этому времени виноград достигает 24% сахаристости. Кислотность его составляет 7 – 8 г/л. Произрастание сорта на южных склонах обеспечивает вину высокое качество.

Кокур характеризуется слабой устойчивостью к морозам, а также в средней степени может поражаться оидиумом, милдью и серой гнилью.

Ягоды сорта к моменту созревания приобретают желтовато-зеленый цвет и овальную форму. Кожа у них плотная, а мякоть – сочная, тающая, во вкусе кислота гармонирует со сладостью, что делает сорт  подходящим для употребления в свежем виде.

Сорт универсален в виноделии: его используют для приготовления крепких и десертных вин («Портвейн белый Сурож», «Кокур белый Сурож», «Солнечная Долина») и шампанских виноматериалов, сегодня приходит мода на сухой кокур.

Солдайя. Этот сорт был выделен в 70-х годах прошлого столетия в совхозе «Солнечная Долина». Именовали его в честь близлежащего города: Солдайей в XIII веке называли Судак итальянцы, занимавшиеся в Причерноморье торговлей.

Созревание сорта происходит поздно, время сбора урожая выпадает на первую декаду октября. К этому моменту сахаристость солдайи составляет 22 – 24% (а в некоторые годы и 25%) при кислотности 5 – 7 г/л.

Ягоды этого сорта крупные и продолговатые. Отличительная их особенность – пятна загара на солнечной стороне. Кожица у винограда средней плотности, мякоть малосочная. Характеристики сорта позволяют использовать его как столовый.

Солдайя хорошо переносит зимнее хранение.

В специализированной литературе можно найти следующие сведения о данном винограде: «Урожай сорта используется как виноматериал для приготовления высококачественного вина «Солнечная Долина». Сортовые образцы также близки к данному типу и характеризуются цветом в диапазоне от светло-зеленого до светло-соломенного, тонким букетом с цветочными тонами. Во вкусе мягкость, маслянистость с медовым оттенком. Отличается гармоничностью, слаженностью.

В перспективе, при достаточном размножении сорта, имеется возможность для производства на его основе новых марок самобытных десертных вин».

Кок пандас. «Кок» в переводе с тюркского означает «голубой», «пандос» в переводе с византийского греческого – «всегда дающий». Считается, что сорт, выделенный в XIX веке, был завезен в Крым еще древними греками. В числе старых судакских сортов он описан П.П. Кеппеном как пандас желто-зеленый.

Созревает кок пандас поздно: технически готов к уборке в конце сентября – начале октября. Сахаристость винограда колеблется от 19 до 23% и выше при кислотности 5,5 – 7,0 г/л.

Сорт среднеустойчив к грибным болезням и высокоустойчив к засухе и соли в почве.

Ягоды кок пандас желтовато-зеленые, средней величины, слегка сплюснутые или округлые с заметными чечевичками. Имеют плотную кожицу и хрустящую мясистую мякоть средней сочности; приятные на вкус.

Сорт кок пандас используют в купажах для получения высококачественного десертного вина «Солнечная Долина». Он дает  душистые тона айвы и дыни.

Джеват кара. В переводе с тюркского означает «черный полковник». В трудах первых исследователей сортов Крыма этот виноград не упоминается, его происхождение и время появления в культуре и поныне остаются неизвестными. Встречался на старых виноградниках Коз (Солнечной Долины) как подмесь других сортов. Возможно, был сеянцем от свободного опыления местных и интродуцированных сортов. Сообщают, что джеват кара из Крыма «был завезен на Дон в начале XIX века после учреждения Никитского училища садоводства, виноградарства и виноделия. Здесь он получил местное название – буланый (называли его и кормилицей за высокую урожайность)». На данный момент джеват кара входит во многие ампелографические коллекции страны.

Сорт не имеет посадок в корнесобственной и привитой культуре и встречается в смеси с сортами кефесия и эким кара, поскольку характеризуется, в отличие от них, обоеполостью цветка.

Срок созревания джеват кара – очень поздний: сбор урожая осуществляется в третьей декаде октября. При полной зрелости виноград достигает 19 – 20%-й сахаристости, а кислотность его составляет 5,5 – 6,3 г/л.

Ягоды формируются средней величины, темно-синие с густым восковидным налетом. Имеют округлую форму. Кожура у них непрочная, терпкая, мякоть водянистая. Данный сорт не обладает выдающимся вкусом – скорее его можно назвать пресным.

Джеват кара, в отличие от вышеописанных сортов, характеризуется высокой и стабильной урожайностью: в среднем 3,2 – 4 кг с куста (дает в два – три раза больше, чем другие аборигены). Более-менее устойчив к оидиуму и гроздевой листовертке.

Вина оценивают как нейтральные, удовлетворительного качества. Джеват кара используется для опыления других сортов и в качестве купажного материала для изготовления таких десертных вин, как «Черный Доктор» и «Черный Полковник».

06

Эким кара. Переводится как «черный доктор». Это название, по легенде, было дано винограду в честь жителя Солнечной Долины – врача, который выращивал и выводил на собственном винограднике новые сорта, а впоследствии излечивал своим вином безнадежно больных. По словам Аллы Константиновны, местный, судакский, историк А.Е. Вольф, работая с архивными данными, выяснил, что действительно существовал такой человек – доктор Грапирон, француз по происхождению. Он был направлен в Крым для борьбы с холерой (а вино, как известно, убивает холерную палочку). Считается, что сорт эким кара пошел именно с его участка.

Вернемся к винограду. Эким кара, наряду с остальными аборигенами, сорт средне-позднего созревания: сбор его производится в первой декаде октября, на момент, когда его сахаронакопление соответствует 20 – 22%, а кислотность составляет 4,6 – 5,5 г/л.

Ягоды сорта отличаются интенсивным черным цветом, имеют среднюю величину и округлую форму. Густо покрыты пруином. Под толстой кожицей скрывается сочная мякоть, обладающая приятным вкусом. Урожайность довольно стабильная и составляет 2,5 – 3,5 килограмма с одного куста.

Сорт обладает средней устойчивостью к морозам и подвержен существенному вредительству милдью и оидиума.

Морфологические характеристики эким кара почти позволяют отождествлять его с кефесией, однако в результате дегустаций вин из обоих сортов было определено, что вина из кефесии ему проигрывают.

Кстати, этот сорт дает название производимому из него десертному вину «Черный Доктор». Одно из самых дорогих вин «Солнечной Долины»,считается, что оно оправдывает свою цену целебными свойствами, которыми пользовались в советских санаториях.

С сортом эким кара связана еще одна легенда, которую многие наши соотечественники, в том числе и местные жители, воспринимают всерьез. Считается, что во время антиалкогольной кампании, осуществляемой при Горбачеве, этот уникальный сорт был начисто вырублен. Но сотрудники «Солнечной долины», заставшие тот непростой период, единогласно утверждают, что виноград абсолютно не пострадал, разве что часть насаждений вследствие затяжных морозов погибла.

В поисках истоков
Агрононом Владимир Фадеев Агрононом Владимир Фадеев

Если на мгновение отвести взгляд от аппетитных налитых гроздей и задуматься: сколько же человек вовлечено во взаимодействие с виноградом, и главное – кто курирует их слаженную работу? Допустим, предприятие засаживает от 50 гектаров виноградников, каждый гектар дает как минимум 5 тонн – и урожай необходимо собрать в строго назначенный день (по показателю процента сахаронакопления). Задача лежит на плечах главного агронома, должностных обязанностей которого за раз не перечесть. В ОАО «Солнечная Долина» эту должность занимает Владимир Анатольевич Фадеев, который пришел работать на предприятие тридцать лет назад, но и поныне самозабвенно трудится на благо крымского виноделия.

- Владимир Анатольевич, скажите, что побудило Вас посвятить свою жизнь выращиванию винограда?

Я родом из Подмосковья, где виноград никогда не рос. Мы видели, как выращивают хлеб, яблоки, груши, а вот как виноград – нет. И у меня появилось желание познать данную культуру. Но это оказалось не так-то просто: в академию имени Тимирязева  обычно подбирали людей из Средней Азии, Кавказа, Молдавии, Крыма. У них был такой принцип: если ты не видел, как виноград растет, то нет смысла тебе здесь учиться. Ребятам не из южных регионов было очень сложно пробиться. Но я сумел – столь велико было мое стремление.

- …И, познав искусство виноградарства, Вы полюбили его всем сердцем?

Да, и решил идти дальше: занялся наукой, поступил в аспирантуру. А когда попал в Солнечную Долину, мой кругозор значительно расширился благодаря автохтонным сортам… Любопытство, вы знаете, у человека безгранично, хочется познавать дальше, и вот, лет десять назад я задался целью определить происхождение наших аборигенных сортов. В позапрошлом году мы передали 34 черенка в Италию на генетическую экспертизу. Там собран генофонд сортов  практически всего мира. Работы на пять лет, она непростая. Проводит ее Институт молекулярной генетики и питомниководства Раушедо. Через три года мы наверняка уже будем знать о происхождении местных автохтонов. Возможно, эти древние сорта растут сейчас в Италии, в Греции, в Турции...

- Входит ли в планы предприятия на ближайшее время выведение новых сортов винограда путем селекционирования?

У нас нет условий – ни в России, ни на Украине, – чтобы проводить опыты с клоновой селекцией. Необходимо определять более продуктивный клон, обезвреживать его от опасных вирусов, из-за которых в основном и погибает виноград. Мы дождемся из Италии результатов генетической экспертизы, которая поможет нам определиться, какие из отправленных образцов действительно нужны нам, а дальше будем их размножать и высаживать. Предстоит серьезная работа, и затянется она, возможно, не одно десятилетие.

Дает добро
На Мысе Меганом у Солнечной Долины На Мысе Меганом у Солнечной Долины

Солнце перевалило за полдень и поглядывает на меня уже с запада. Солнце, выжатое из грозди, мягко обтекает изнутри чашу моего бокала. Скоро оно засияет во мне…

Теперь я понимаю, почему здесь из людей сплошь сочится доброта: солнце пристально смотрит на них сверху и солнце питает виноград крымской земли, из-за чего вино приобретает чудодейственные свойства, оно несет в себе «гормон доброты».

Выражаю свою благодарность за помощь главному агроному ОАО «Солнечная Долина» Владимиру Фадееву, технологу-технику винзавода Алле Маленко и пресс-секретарю предприятия Татьяне Килинич. Несмотря на самый загруженный период года, связанный со сбором и переработкой винограда, эти люди нашли время для общения со мной.