Этнология вина

Донские казачьи вина распробовали в Российском Этнографическом музее

Брызни искрами из плена,

Радость, жизнь донских холмов!

Окропи, моя любовь,

Черный ус мой белой пеной!

Друг народа удалого,

Я стакан с широким дном

Осушу одним глотком

В славу воинства донского!

Денис Давыдов, 1826
В

торая дегустация донских казачьих вин, сделанных фермерами Ростовской области, прошла в Мраморном зале Российского этнографического музея Санкт-Петербурга 4 марта.

26 вин четырех виноделов — такой была представительная делегация Долины Дона, прибывшая в город, который, помимо традиционного статуса культурной столицы, завоевывает сегодня звание винной столицы России. Фермерские вина в Петербурге знают и любят. Когда в 2013 году Дмитрий Карпушин, руководитель и создатель Казачьего экспедиционного общества, предложил мне заняться этноэкспедициями по изучению донских сортов и техник виноделия, глава Российского этнографического музея Владимир Моисеевич Грусман идею всецело поддержал. Сделать вино частью экспозиции трудновато, но вот устраивать подобные дегустации и знакомить друзей РЭМа, научную и культурную элиту Петербурга с достижениями казаков-виноделов мы решили на регулярной основе.

На этот раз собрали больше 150 гостей — политиков, военных, ученых, в числе которых были заместители главы Санкт-Петебурга, депутаты Государственной Думы, Герои России. Доктора и кандидаты наук, боевые офицеры и генералы, священники, художники, журналисты, ректоры вузов, директора издательств (такой старый добрый дореволюционный набор), — и, разумеется, казачьи атаманы. По иронии судьбы, донское виноделие «раскручивают» сегодня терские казаки: мы с мои другом Дмитрием Карпушиным. А еще на мероприятие прибыли терские атаманы Валерий Поматов и Олег Губенко с Кавминвод. Видимо, терцы руководствуются старинной поговоркой «что ни казак, то с Дону». Ну и петербургская казачья диаспора была представлена основательно, включая ее легендарного основателя генерала Аркадия Григорьевича Крамарова, много лет возглавлявшего ленинградскую милицию.

Мраморный зал — место для такого события самое подходящее. Со стен на гостей смотрят фигуры горельефа Владимира Свиньина, и в их числе казаки донские, терские и кубанские, уральские. Представлять вина в таком месте — большая честь для виноделов и большое удовольствие для гостей. Да еще и под замечательные народные песни Николая Провоторова. Немного искусства — и дегустации проходят совсем по-другому, это было давно доказано не нами. Ну а я отвечал за научную часть программы, рассказав коротко об идее проекта и особенностях казачьего виноделия.

Итак, почему именно донские вина.

Дон можно назвать если не нашей Бургундией, то нашей Долиной Луары — это точно. Крым и Кубань далеко впереди по славе и качеству, но винодельческие династии в тех краях большие редкости. И только на Дону вам с гордостью расскажут о том, как вино учили делать дед и бабушка, а предок, как в случае с Сергеем Клеймёновым угощал кумшацким и цымлянским Петра Первого. Винодельческая традиция не прерывается здесь как минимум 400 лет — а по мнению Александра Потапенко, и вовсе с эпохи Хазарского каганата, то есть целое тысячелетие.

Сорта уникальны, они образуют особый волгско-донской кластер черноморской семьи vitis vinifera. В ароматике белых — родные для каждого казака степное разнотравье, мед, даже узвар (отвар из сухих фруктов). В красных — терновая, тутовая ягоды, чернослив. Ближайших родственников красностопа или цимлянского надо, очевидно, искать в Закавказье, хотя изо всех походов, что в Персию и Турцию, что во Францию или Венгрию, казаки привозили не только заморских красавиц и иноземные привычки (на Нижнем Дону первыми в России начали пить кофе), но и чубуки понравившегося винограда. Чего стоит говорящее название сорта «шампанчик». А вот пухляковский считают родственником венгерского кечкечечу, («козьи сиськи» - так его и зовут на Дону). В других названиях сортов и фамилии казаков-селекционеров (варюшкин, косоротовский), и названия рек и станиц (кумшацкий, цимлянский черный), и колоритный донской юмор. Сорт, зреющий очень рано и капающий соком спелых ягод казаки прозвали сцыкунком.

Традиционно в семье имели не более полдесятины виноградника — немногим больше полгектара. Этого хватало на собственное потребление и на продажу. Обрабатывали землю женщины, дети и старики. Хотя низовые донцы, гнушавшиеся полевых работ (верховых, тех, что описаны в «Тихом Доне», они прозывали «египтянами»), виноградарством не брезговали. Делать вино в каждой семье было почетно. Продавали его, как правило, купцам в Ростов и Новочеркасск, разливавшим то же цимлянское под своими этикетками. Негоцианты не всегда были честными — так, в конце XIX века известный донской писатель и «очеркист» Федор Крюков писал, что хорошего цимлянского в Новочерскасске не сыскать.

Виноградники росли только на террасах. До десяти тысяч га террас покрывали правый берег Дона от Цимлянска почти до Ростова. Их начали истреблять в 1956 со строительством Цимлянского водохранилища и добили в 1960-е введением механизации: террасы требовали только ручного труда.

Праздник на виноградниках Цымлы Праздник на виноградниках Цымлы

Спаситель террас донской энтузиаст Николай Лукьянов в 1983 году дошел до самого Адропова за разрешением основать над рекой Кумшак виноградный кооператив. Сегодня на склонах работают сам Николай Петрович, Павел Сериков и звезда нашей дегустации Николай Молчанов. То, что виноград отсюда — лучший на Дону, — признавали и в СССР. Секрет террас — в грунтовых водах, спускающихся в Дон и притоки по минеральным голубым и зеленым глинам в нескольких метрах под землей. Корни лоз всегда получают питание, а зимой и обогрев. Очень хочется, чтобы терруар получил признание и статус национального достояния если не России, так хотя бы Дона. А пока многие новые виноградники продолжают упорно высаживать на плоскости, а порой и в камышах...

Фото Ивана Болдырева, 1875

Что мы дегустировали

Каждый из участников мероприятия — личность уникальная. Сергей Клеймёнов славится не только цимлянским, плечистиком и розовым мерло, но и дистиллятом «Каганат», и невероятной концентрации виноградным ликером. Николай Молчанов — мастер сухих и натуральных сладких из увяленного винограда, а также крепленых вин. Профессиональный агроном, кандидат наук, он изучал виноделие в Германии и Австрии и продолжает изыскания винодельческих приемов Дона. Владимир Косов — энтузиаст спасения редких сортов, каждую неделю объезжает десятки подворий, где растут ладанный, шампанчик, варюшкин и другие казачьи сорта винограда, и убеждает местных жителей сберегать старинные виноградники. «Владимир Косов и внук Арсений, станица Мелиховская» - трогательная надпись красуется на этикетках.

Наконец, Владимир Нефёдов — начинающий винодел из Новочеркасска, возрождающий виноградарство на древних терассах над рекой Аксай. Красностоп золотовский «Массаракш на третьей планете» 2015 года, сделанный им с друзьями в очень малом количестве был хитом дегустации. Одна винодельня, одно вино — это очень по-луарски, а концепция и этикетка не могли не привлекать внимания гостей (советую перенимать у ребят опыт грамотного винного маркетинга!). Мощный молодой красностоп было сразу решено декантировать, пять его бутылок, представленные на дегустации, «улетели» в первые полтора часа. Также я приметил очереди за клеймёновскими розе и ликером, за косовским крепленым вином «Евгения». Но, по негласному мнению публики, всех обошел сепаж каберне-саперави Николая Молчанова 2015 года урожая. Кстати, и молчановский кагор на основе саперави давно стал известен в петербургской церковной среде. Патриотичные святые отцы выбирают для литургии не балк, а настоящие казачьи вина. Ну а в кулуарах, так сказать, на after party, желающих угощали терскими дистиллятами Олега Губенко — дыня, арбуз, виноград. Вина из терских сортов в следующий раз тоже будут.

В итоге хватило всего — эмоций, общения, песен и добрых слов. Народное российское вино без налета гламура и западного акцента легко и быстро покоряет сердца. Очень надеемся, что «товарищ правительство» доделает свою работу по винной реформе в этом году и поможет десяткам потомственных виноделов легально выйти на рынок и радовать своим творчеством жителей столиц. Это и было одной из главных целей мероприятия, которую мы не особо скрывали.

Большое спасибо друзьям, которые помогли организовать и провести дегустацию — Алексею Кузнецову, Виктории Мустяце, Михаилу Новикову и Надежде Кирпиченковой. Мы обязательно будем повторять этот проект раз за разом и сделаем его гораздо более открытым. Народное принадлежит народу!

Фото: Антон Губанов, Денис Войтов