Июньские тезисы

В разгар лета, под конец первого полугодия, наши законотворцы выпустили очередную редакцию основного закона всех виноделов России – 171 ФЗ о производстве и обороте алкоголя.

Н

есмотря на то, что ничего революционного 182 ФЗ не принес (в отличие от «новогоднего» 490 ФЗ, в котором впервые в «винном поле» стали фигурировать крестьянско-фермерские хозяйства, сельхозтоваропроизводители и саморегулируемая организация виноградарей и виноделов), акценты и нововведения, которые оставил вышеозначенный закон, являются, по моему мнению, знаковыми и местами поворотными для всей нашей с вами винной стези.

Во-первых,

«Таможенный союз» поменялся на «Евразийский экономический союз», который стал закономерным преемником увеличившегося первого объединения России, Белоруссии и Казахстана, созданного 5 лет назад. Вроде формальность, но, тем не менее, это серьезное расширение границ по сути свободного движения товаров, в том числе вина.

Во-вторых,

в 171 ФЗ появились уже давно ожидаемые «программно-аппаратные средства», которыми уже в середине будущего года должна будет оснащена вся винная розница. Речь о приборах учета, связанных с ЕГАИС, которые будут фиксировать каждую проданную бутылку алкоголя. Этой почетной участи избежали заведения общественного питания, которые, наверное, по мысли разработчиков закона и так достаточно прозрачны в этом отношении. Сельские поселения до трех тысяч человек, живущие без интернета, смогут на год дольше работать без «бутылкосканнеров» - так, глядишь, в целях контроля за алкоголем проводной интернет появится и у медведя в сибирской берлоге!

В-третьих,

– моё любимое! – редакции подвергся пункт о винах защищенных географических указаний и защищенных наименований места происхождения, в котором исчезла запятая! Знак препинания означал как бы перечисление организаций, способных определять границы географических объектов и регулировать производство этих вин: субъекты РФ, СРО виноградарей и виноделов. Исчезнувшая закорючка устранила двусмысленную самостоятельность СРО в части предложения этих самых границ – теперь однозначно: СРО делает предложения субъектам РФ, а те определяют границы винодельческих зон.

В-четвертых,

тоже интересно: вина ЗГУ или ЗНМП теперь должны производиться организациями на виноградниках, принадлежащим самим организациям на праве собственности или аренды, а не сельхозтоваропроизводителям, как в предыдущей версии закона. Для справки: большинство крупных виноградо-винодельческих хозяйств страны еще на стадии перехода в руки серьезных владельцев в 2003-2007 годах разделили свою собственность на два юридических лица – виноградник и винодельню, для того, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку в части ЕСХН и налога на имущество.

По предыдущей редакции получалось, что крупные игроки, имеющие в своем холдинге предприятие-сельхозтоваропроизводителя, находились в более выгодных условиях, нежели организации, не имеющие такого статуса. Например, если хозяйство не разделилось на виноградник и винодельню и при этом не является само по себе сельхозтоваропроизводителем (производя еще много чего-нибудь не сельхознаправления), то у него не может быть виноградника, попадающего в высококачественные зоны. Последнее изменение выровняло шансы всех, что важно.

Виноград теперь можно купить в пределах одной географической зоны

Теперь - пожалуйста: если нет виноградника, арендуй его; не можешь арендовать, покупай виноград – лишь бы этот виноградник находился в реестре виноградных насаждений, который, кстати говоря, ведется органом государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть РАРом), а порядок ведения устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации (которого до сих пор нет). В смысле, реестра нет, а Правительство, 171 ФЗ и пресловутый орган государственной власти есть, что уже вселяет неподдельный оптимизм – значит, всё будет!

Полный текст изменений на сайте «Российской Газеты»