Романтизм и виноделие

…Некто Миша. Очень чудный человек и душевный товарищ. И был он тоже дегустатор, пробольщик. Но только в другом деле. Он пробовал вино… С утра до вечера он пробовал вино и только вечером имел право чего-нибудь покушать… Его распирало от вина. Он с утра насосется разных крымских вин и еле ходит, и прямо свет ему не мил… Вот в другой раз встретимся мы с ним вечером — я сытый, он пьяный, и видим — наша дружба ни к чему. Говорить ни о чем неохота. Он хочет кушать, я, наоборот, хочу выпить. Общих интересов мало, и вкус во рту мерзкий. И сидим мы вроде как обалделые и в степь глядим. А в степи ничего. А над головой — небо и звезды. А где-то, может быть, идет жизнь, полная веселья и радости...
М. Зощенко. «Какие у меня были профессии».

Якоб Йорданс, "Бобовый король" Якоб Йорданс, "Бобовый король"

Мы живем в удивительное, волшебное время. В чудесной стране, о которой только могут мечтать романтики. Новое поколение виноделов несет с собой юношеский задор и отвагу. Гаражные виноделы без технологического образования и отставники больших винодельческих предприятий создают свое вино, пьют его сами и угощают друзей. Подумать только, недавно состоялся уже пятый российский конкурс совиньонов! Конкурс, организованный энтузиастами виноделами без копейки казенных денег, без полиции и пожарников, без властей с печатями. Пятый винный праздник без мордобоя и скандалов, хотя вина выпито было немало. Выпущено два авторских винных гида Артура Саркисяна и готовится третий еще более объемный и обстоятельный. Второй год выходит винная карта Кубани от Тимура Булатова. Жить становится интереснее.

После многих лет российское виноделие встряхнулось от долгого морочного сна и возвращается к своим истокам. Истокам романтическим.

Разве не романтик Глеб Дейлов, который, смеясь в свою новою бороду, рассказывал, что винифицировал рислинг: ягоды с лозы, что растет у его дома. Получилось аж полтора литра вина. Мы улыбаемся, а я вспоминаю работу 1926 года классика советского виноделия М.А. Герасимова «К изучению сортов виноградного сортимента Государственного Никитского Ботанического Сада со стороны их пригодности для разведения в Крыму в целях виноделии». Это великолепные записи, в которых в частности автор указывает:

«Главную роль, при выборе сорта для выделки из него вина играло количество винограда на кустах, из которого можно было сделать хотя бы небольшое количество вина (не менее полбутылки)».

Полбутылки! Хотя бы полбутылки.

Надо работать, надо снова оглядеться вокруг и понять, что за земля у нас под ногами, кто мы, наработать приемы и методы. И пусть велосипед давно придуман, романтикам нет до этого никакого дела.

«Вина ставили на брожение в день сбора и редко на следующий день, обрабатывали его на столовые или крепкие вина, смотря по сахаристости и сорту, после снятия с дрожжей в конце октября делали переливки для всех вин в декабре 1924 г, а также в марте, июне и декабре 1925 года. Вино анализировалось на содержание спирта и общей кислотности в январе 1926 года.»

— пишет Герасимов, а нынешние работники лабораторий, делающие десятки анализов ежедневно, лишь укоризненно покачают головой.
Герасимов делает десятки опытов в условиях микровиноделия, употребляя для экспериментов диковинные ныне сорта, отмеряет вино на ведра и считает свою работу только начатой, так как проделал опыты с 72 сортами, тогда как сортимент Никитского ботанического сада насчитывал 450 образцов.
Он пишет: 

"Кода ди Вакка Магарач – крепкое, сладкое, среднего качества, жидковатое типа церковного. Хорош для выделки вина на шиферных почвах, на других сильно гниет и скисает. В повторении опыта нет надобности, так как сорт в Крыму известен (Артек). Зибебе Итальянский черный – вполне удовлетворительное столовое вино, ничего особенного сорт не представляет. Сделать крепкое вино, собрать позднее. Мальвазия Эрцгерцогиня Иоанна – очень хороший характерный материал для вин типа портвейна. Неприхотлив в отношении почвы, довольно ранний сорт, иногда дает обильный урожай. Ягода мягкая довольно устойчивая против загнивания."

Выводы Герасимова точны: он рекомендует крымчанам мускат гамбургский, мускат венгерский и александрийский, сорта, дающие и ныне виноделам интересные вина. Вердо серый, тер гюльмек, массуте, — забыты. Достанет ли у кого-нибудь смелости повторить опыты Герасимова.
Виноделы новой волны ждут с нетерпением, когда их лозы дадут хотя бы первые, сигнальные грозди. И хотя все знают, что лучшее вино бывает со старых лоз, они ждут урожая. Маленькие делянки – маленький урожай, но мы же помним рассказы дедов.

Ялтинский городской архив
«Совхоз имени Сталина с превышением выполнил годовой план сбора винограда на площади 18,5 га. 1944г. На перерабатывающий пункт завода «Массандра» он сдал 7,6 тонны винограда лучших винных сортов».
Я верю, что освобожденный от фашистов Крым собрал на усеянных минами и снарядами виноградных плантациях все что смог, до последней грозди.

Романтик Валерий Тройчук и вся «Винодельня Ведерников» истово веруют в силу донских автохтонов и заражают своей верой всех к ним приходящих. Я помню, как Валерий и его сотрудники ходили по дворам, отыскивая сорт варюшкин. Упорство и любовь к своему отечеству всегда отличало виноградарей Дона.

В 1936-1937 гг. Институтом виноградарства им. Потапенко, что в г.Новочеркасске было проведено широкое экспедиционное обследование старинных донских виноградников, в результате которого удалось выявить и собрать свыше 40 сортов, не встречающихся в других районах страны. СОРОК автохтонных сортов! Только представьте себе это богатство.

В 1941 году отдельные сорта на коллекционном участке начали плодоносить, что позволило приступить к биологическому и хозяйственному их изучению. К 1941 году был собран и выращивался в школке материал для второй куртины коллекции, но в период немецко-фашистской оккупации все экспериментальные насаждения института были оставлены без ухода, неукрытыми на зиму. Вымерзла до корней и первая куртина коллекции, уже вступившая в плодоношение. Однако, после освобождения Ростовской области от оккупантов, новочеркасцы приступили к активному восстановлению опытных виноградников, в том числе и виноградной коллекции. В результате удалось восстановить 230 коллекционных сортов.

И, раз уж зашла речь о романтизме и экспедициях, хочется вспомнить и такой исторический факт:

Институтом им. Потапенко был организован ряд экспедиций в тайгу. В 1958 году семена и черенки Амурского винограда собирали Алиев А.М. и Грамотенко П.М. Сборы производились в районе Комсомольска-на-Амуре (пос. Экань), в районе Хабаровска (станция Чирки) и в районах Имана и Сучана. В Сучане, друзья мои! Туда ссылали еще недавно, жестокое лагерное место.

Вторая экспедиция была осуществлена в 1961 году Сергиенко Н.К. Им было собрано 29 образцов амурского винограда в районах Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Уссурийска, Владивостока, предгорий Сихоте-Алиня, Биробиджана, с островов на Амуре (в районе Амурзета).

А.И. Потапенко посвятил жизнь амурским гибридам А.И. Потапенко посвятил жизнь амурским гибридам

Но романтикам виноградного дела этих достижений было мало. В 1971 году была организована экспедиция и предпринята попытка проникнуть в труднодоступные районы с помощью альпинистов. Экспедицией руководил мастер альпинизма знаменитый Анохин Г.И. (Москва). Экспедиция прошла по труднодоступным районам наиболее «виноградных» рек Хора и Бикина (с 10 сентября по 1 октября). Было собрано 50860 шт. семян и 44 формы Витис амурензис. Вот о чем надо кино снимать! Сюжет готовый, масштаб голливудский. Виды гор и тайги, накал страстей, погода прежуткая, семена амурцев, просто чума, а не фильма! Прокат во всем мире, аплодисменты. Оскара, Оскара!..

Романтизм возник в европейской культуре как реакция на научно-технический прогресс. Технократическая цивилизация, которая возобладала в сегодняшнем мире, агрессивная маркетинговая политика торговцев вином неожиданно вызвала к жизни романтиков от виноделия. Нам не дано предугадать, какое хозяйство будет процветать, кто из гаражистов забросит свои опыты, а кто добьется успеха. Романтизм здесь во всем: и в назывании своих вин именами детей и любимых жен, и в попытках устроить новые дегустации по новым «честным» правилам, и в тайных продажах своих «напитков на основе виноградного сока». Ничего, скоро все будет по-серьезному, хорошее вино уже появилось. В малом мелкотоварном виноделии уже появились личности сильных страстей и характеров. Романтизм как явление в российском виноделии состоялся!