Урок географии

Виноградники России. Винодельческие широты России
С

егодня даже начинающий любитель российских вин знает, что «российские виноградники лежат на широте Бордо». По Крыму и Кубани проходит 45-я параллель, золотая середина между полюсом и экватором, где раскинулись нарождающиеся крю русского Юга. Некоторые производители даже на этикетках эту параллель рисуют. На самом деле все гораздо разнообразнее и интереснее.

Простейшее объяснение терруара: климат, склон, почва, традиции Простейшее объяснение терруара: климат, склон, почва, традиции

Оговоримся сразу: несколько факторов делают наши терруары совершенно непохожими на то же Бордо. Во-первых, это удаленность от океана. Внутренние моря – Черное, мелкое Азовское, Каспий, который и вовсе на самом деле озеро, не способны модерировать климат на больших расстояниях. Приморские климатические зоны – это всего несколько десятков километров вглубь материка, но как раз на берегах Черного моря и разбиты наши единственные неукрывные виноградники. Туда охотнее всего приходят инвесторы.

Второе – это  гигантский морозильник Сибири и Урала, нависающий над нашими терруарами с северо-востока и то и дело посылающий приветы в виде ледяных антициклонов. Заморозки раз в 6-10 лет – суровая данность кубанского побережья. И только Кавказский хребет, уходящий в море в районе Анапы, своими вершинами прикрывает виноградарские зоны побережья. Не удивляйтесь: зона от Анапы до Адлера –  это наше российское Закавказье. И, разместись Кавказские горы чуть-чуть севернее, на остальной Кубани и Ставрополье виноградарство развивалось бы гораздо веселее. Ну и, соответственно, Крымские горы прикрывают от холода южное побережье от Судака до Севастополя, лучшие терруары полуострова.

Ну и третье, восходящее, опять же, к континентальности климата удаленных от океана климатических зон –  это засушливое жаркое лето, особенно август, один из самых жарких и солнечных в Европе. Поздно просыпаются виноградники прохладными порой веснами, медленно начинают цвести – и вдруг за август ягоды выходят абсолютно зрелыми, сахаристыми. Урожай обильный и ранний. Часто нашим винам-акселератам недостает как раз фенольной зрелости, и поиски ее и есть основной фактор российской битвы за урожай. Попросту говоря, вина получаются уверенно крепкими, но незрелыми в аромате и вкусе.

По сути Южная Россия, лежащая на западноевропейских винодельческих параллелях – это такой же отдельный мир, как Чили или Южная Африка, делающие вино в Южном полушарии на таких широтах, на каких в Северном это мало практикуется. 

Винодельческая Россия, взгляд из зарубежья Винодельческая Россия, взгляд из зарубежья

Все это сказано для того, чтобы приведенные ниже данные по географическим совпадениям не дали читателю ложные ориентиры. И все же географические параллели интересны. Ведь не в одной 45-й бордоской дело.

Бывая во Франции или Италии, определенное сходство климата с нашим не заметить невозможно. В Бордо и на Юго-Западе Франции вообще воздух почти анапский и новороссийский. Во Фриули пейзажи напоминают предгорья Кавказа. Прогуливаясь в окрестностях Виши, ловишь себя на мысли, что ты то ли на Бештау, то ли на Машуке. Ведь Кавказ, Крым, Балканы, Альпы – это одна и та же горная гряда с определенным набором растений, животных, пейзажей. И недаром «Кавказскую пленницу» снимали именно в Крыму.

Как раз та самая географическая 45-я параллель пересекает юг Франции и север Италии. Новороссийск и Бордо, главные южные порты России и Франции, имеют почти одинаковый географический «адрес». 44°50' у Бордо, 44°43' у Новороссийска. То же самое в случае с винодельческой коммуной Северной Роны Корнас (44°57'), пьемонтскими Альбой (44°42'), Гави (44°41'). Восточнее находим Модену (44°39') с ее ламбруско и бальзамическим уксусом, острова Хорватии, северную Сербию, Бухарест (44°24'), наконец, Севастополь (44°36'). К слову сказать, в Западном полушарии на такой же широте (44°55') расположен Сейлем, столица винодельческого штата Орегон.

Географические координаты одного из самых известных виноградников Новороссийска, «Мысхако» (44°39') точь-в-точь совпадают с некоторыми замками бордоского Грава, например, Château Villa Bel-Air, входящий в винодельческую империю Жана-Мишеля Каза. Вот только гористый рельеф Мысхако и близость к морю не делает терруары родными. Хотя на той же широте в более сухом Севастополе, на виноградниках Олега Репина и совхоза им. Софьи Перовской на плато Бельбек так легко узнать бордоский приморский ветерок.

Олег Репин на виноградниках долины Бельбека Олег Репин на виноградниках долины Бельбека

Точно так же схожи по широтам Геленджик (44°33') и Анапа (44°53') и недаром здесь, на побережье рождаются неплохие бордоские бленды. Да и присутствие ронских сортов более чем оправдано: координаты Гай-Кодзора (44°51') — это во Франции как раз Сен-Пере, граница между Северной и Южной Роной. А в Крыму — уникальный микрорегион Солнечная долина (44°52').

С Кубанью и Крымом все ясно, и недаром они слывут самыми благодатными зонами России. А как остальные?

Интересно, что в масштабах Кавказа Кубань выглядит даже северным регионом. Действительно, все остальные винодельческие области лежат гораздо южнее. В них еще больше солнца, но и гораздо засушливее. Вот Тбилиси: его часто называют "вторым Парижем" (какой только город так не называют). Но выжженные августовские холмы, пылающие от зноя улицы, каменные набережные, платаны вдоль быстрой серо-зеленой реки навевают совсем другие ассоциации. Действительно, у Тбилиси широта 41° 43', а у Рима 41° 54'. Францией тут и не пахнет.

Сбор урожая в Дербенте Сбор урожая в Дербенте

Все наше винодельческое, что есть на Северном Кавказе, лежит в других широтах. Пятигорск (44°03') — это во Франции даже южнее, чем Каор, а в Италии — район города Специя на Лигурийской ривьере и знаменитого винного региона Чинкве-Терре. А вот Грозный лежит абсолютно на той же широте, что Сиена (оба — 43° 19') и Жюрансон (43°17'). Кажется, об этом мало задумываются и в Тоскане, и в Чечне.

Самый южный и, кстати, самый древний винодельческий город нашей страны – Дербент (42°04') – это южнее самого южного во Франции Банюльса, знаменитого своими крепленными винами (42°28'). В рамках Италии это уже что-то в районе римского порта Чивитавеккьи (42°06'). На далеком засушливом Дербенте виноградники России и заканчиваются.

Факты о винодельческой России
  • 90 600 гектаров - оценочные площади виноградников России
  • Республика Крым - 25 000 га
  • Краснодарский край - 22700 га
  • Дагестан - 22700 га
  • Ставропольский край - 7000 га
  • Ростовская область - 5000 га
  • Севастополь - 5000 га
  • Чечня - 1900 га
  • Кабардино-Балкария - 1300 га 
  • Самые южные виноградники европейской России - Дербент, республика Дагестан
  • Самые северные продуктивные - город Дубовка Волгоградской области
  • Расстояние от Дербента до Дубовки - 1000 км, от Севастополя до Дербента - 1200 км.
А если двинуться от 45-й параллели на север?

Север винодельческой России – это долины Волги и Дона. Первые виноградники в Астрахани разбил первый из Романовых Михаил Федорович в 1613 году ("для государева двора"), виноградникам станицы Цимлянской, хазарского Саркела, не менее 1200 лет. Здесь, на берегах двух великих рек, не так уж много лоз, но история понемногу возрождается.

Волгу не назовешь Луарой, а Дон Рейном (хотя последнее грезилось государю Петру I). Здесь мало лесов и больше степей, сухих, жарких летом и пронизывающих холодом зимой. Ногайская, Саратовская, Моздокская степь – вот разные названия равнины, тянущейся от Саратова до самых Кавказских предгорий. Здесь тоже похожи и климат, и воздух. Растительный и животный мир. И, как и на Тереке, на Дону и на Волге виноградники России лучше всего себя чувствуют на берегах рек.

Успех утонченно свежих белых вин самого северного винодела России Дмитрия Гусева доказывает — долина Волги еще проявит себя. Родина его совиньонов и рислингов — город Дубо́вка Волгоградской области, расположенный на 49°03'. Это севернее широты Эльзаса, но представьте себе, южнее, чем Йоханнисберг, место происхождения знаменитых немецких рислингов (50°00'). Дубовка — это широта Карлсруэ и виноградников южного Пфальца возле границы с Францией (49°00').

Урожай столового винограда в фермерском хозяйстве Салминых под Самарой Урожай столового винограда в фермерском хозяйстве Салминых под Самарой

А вот самый известный терруар Дона, хутор Ведерников (47°35') оказывается почти на одной широте с луарскими Шиноном, Вуврэ (47°24'), столицей Бургундии Дижоном (47°19'). На таком же уровне и исторические терруары Цимлянска (47°38'). Бургундской прохлады для производства пино нуаров и шардоне здесь недостает: лето жаркое, зимы морозные. Зато вот раков здесь любят так же, как на Луаре, а порой по-луарски любят подавать красное вино под речную рыбу.

Да, велика Россия. Есть свидетельства, что виноградники появились уже в Самарской губернии, а по словам Дмитрия Гусева, через несколько лет мы узнаем новых виноделов из Волгоградской области. Богат разнообразием микрозон Крым, потихоньку возрождается виноградарство Дагестана. Регулярно эпатируют винную общественность сообщения о винах из Алтайского края (село Алтайское, 51°56' — вряд ли в Азии есть виноградники севернее). Может быть, доберутся в этом году алтайское пино нуар с шардоне до европейской части России: по крайней мере, интерес им обеспечен.

Карта наших виноградников все богаче, география все сложнее. В пору экзамены принимать.