авным-давно в одной ужасной стране вечнозеленых помидоров и мокрого лука родился прекрасный мальчик. Этот мальчик немного ходил в детский сад, где ему показали азбуку и портрет злого дедушки Ленина, который поел и украинское сало, и алма-атинские яблоки, и бульбу изничтожил. Потом картину сняли и спрятали в далекую кладовую, но и оттуда портрет действовал на окружающих. Мальчик болел гриппом, спал и видел Ленина в страшных снах. Потом этот мальчишечка вырос, выучился, стал умненьким и благоразумненьким, купил папе новую куртку и на задней стенке соседского гаража типа "ракушка" написал
Так и не было? Давайте разберемся. Согласно определению института маркетинга Великобритании: маркетинг - это процесс управления, включающий в себя определение, прогнозирование и удовлетворение запросов потребителей с получением прибыли.
Про удовлетворение запросов потребителей в СССР много говорилось на съездах и пленумах ЦК КПСС, прогнозированием и планированием занимался ГОСПЛАН, производили материальные блага промышленные и сельскохозяйственные предприятия, к потребителю эти блага и предметы первой необходимости поступали через торговлю. Стоит напомнить, что в советских высших и средних учебных заведениях преподавалась дисциплина "Товароведение" и в каждом ОРСе, УРСе, КООПе, и тому подобных заведениях был свой дипломированный товаровед. Этот специалист собирал на местах сведения, составлял заявки, изучал спрос, контролировал качество товара, проводил потребительские дегустации, а под пасху сажал деревья - на коммунистических субботниках.
Прибыль извлекали. В 70-е годы производство бутылки шампанского обходилось предприятию примерно в Один рубль. Продавалась бутылка шампанского по цене от 4 р. 50 коп. и это без стоимости тары! Плодовые вина "на выхлопе", в зависимости от используемого сырья стоили предприятию от 12 коп. за литр и не превышали 20 коп. Цена же на плодовые вина уверенно держалась в районе 1р. 50 коп. за бутылку.
Откроем на минуточку справочник "Рецептуры ликеро-водочных изделий и водок" выпущенный в 1981 году (для служебного пользования, да простят меня секретные службы пищевой промышленности).
Не буду перечислять названия и цитировать рецепты, чтобы не давить слюну из читателя.
Кроме того надо помнить, что ГОСТ 4827-70 (имевший силу закона для советских предприятий) устанавливал:
Маленькие бутылочки активно использовал Аэрофлот на международных рейсах (в коллекции Музея вина "Лефкадия" хранятся такие образцы с украшенной логотипом Аэрофлота пробкой). Поступали "сувенирные" и "мерзавчики" на теплоходы, выставки, в фирменные магазины системы Госвино. Те люди, чье детство прошло в Ростове-на-Дону, прекрасно помнят фирменные магазины "Солнце в бокале " и "Вина Дона". Ассортимент вин, коньяков, ликеров в "доперестроечные" годы был огромен.
Отдельную гордость советского виноделия составляли вина в фигурных графинах и декоративных бутылках. В послевоенном, еще не отстроенном государстве Совет министров СССР принимает ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 апреля 1948 г. N 1384 "о мероприятиях по улучшению качества и ассортимента водки, ликеров, наливок и настоек".
Обязывает: выпустить в 1948 году в продажу 350 тыс. литров выдержанных ликеров. Расфасовку выдержанных ликеров производить в фарфоровые, фигурные и монопольные бутылки с укупоркой корковой пробкой и оформлением бутылок свинцовыми колпачками.
И далее по тексту: выработать и поставить в 1948 году равномерно по кварталам в счет плана по бытовому фарфору Министерству вкусовой промышленности СССР 11 тыс. штук художественно оформленных фарфоровых кувшинчиков для расфасовки ликеров и наливок, в том числе Министерство промышленности строительных материалов СССР - 8 тыс. штук и Министерство местной промышленности РСФСР - 3 тыс. штук.
Как следствие Дулевский завод "бросает всё" и начинает производить фигурные бутылки ныне высокоценимые собирателями. Ленинградский фарфоровый завод, Вербилки поддерживают. Огромное количество этих ликеров, настоек в фирменной упаковке уходит за границу, давая стране валюту необходимую для выплаты долгов союзникам по Ленд-лизу.
Участвовали советские виноделы и в зарубежных выставках. Материалы прессы свидетельствуют, что в советском павильоне на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году вина и другие алкогольные напитки "едва успевали подвозить". В первый день выставку посетило 200 000 человек.
Любой мастер-винокур из СССР расскажет о ежегодных посылках коньяка Уинстону Черчиллю, а жителям Су-Псеха и Анапы памятны продажи целых партий "Рислинга Су-Псех". Английский посол, посещая Саук-Дере в 70-е (представляете уровень промоушена), осматривает производственную линию во время работы, дегустирует и покупает всё, что в данный момент разливается из емкости, все 6000 дал рислинга. Затем были и другие покупки от королевского двора.
В поздние годы СССР выпуск виноградных вин доходил до 350 000 000 дал. Почти 900 наименований вин, разных типов, марок, состава и качества. Из них Центральной дегустационной комиссией "Главвино" Министерства пищевой промышленности присвоено наименований "марочное" более 200 наименованиям.
Марочные вина царили в ресторанах и кафе, в буфетах морвокзалов и аэропортах. Об ассортименте вин в кафе нам много расскажут страницы старых меню.
Отдельно хочется сказать об упаковке. Мало кто помнит, что Черкасским машиностроительным заводом производились автоматы Б-2 ВАБ (для бутылок 0,75л) и ЛБ-ВЗП (бутылки 0,5л) для завертывания бутылок в бумагу. Производительность – 6000 бутылок в час! Использовалась тонкая фруктовая бумага и специальный сорт – бутылочная весом не менее 30 гр/м2. Если учесть, что обычная офисная бумага делается плотностью 80 гр/м2… эту машину можно в цирке показывать, братцы, винные маркетологи! При этой "скорострельности" она потребляла электроэнергии всего 1,1 кВт/час, а длина вместе с транспортером составляла 2 м 25 см.
Помимо многооборотных открытых дощатых ящиков использовались ящики из картона, металлические многооборотные ящики. Причем разный тип тары использовался для разных целей для внутригородских перевозок – открытые гнездовые ящики, для иногородних – гофрокартон. Марочные вина отправлялись в торговлю завернутыми в бумагу в закрытых ящиках, чаще деревянных, в горизонтальном положении, причем слои были пересыпаны опилками или камышом.
Фигурные бутылки, стеклянные, хрустальные, фарфоровые и керамические графины с изделиями, предварительно обернутые тонкой упаковочной бумагой, укладывают в деревянные ящики без решеток, ящики металлические многооборотные для бутылок с пищевыми жидкостями или ящики из гофрированного картона с прокладкой материалами, предотвращающими бой посуды.
Маркетологи, выпускники институтов советской торговли знали: в далекое село нет нужды отправлять пятирублевое марочное вино, там ждут дешевый "Портвейн Розовый", а в Гастроном №1 или Елисеевский надо послать нарядное, достойное вино. На анапский пляж следует выкатить изотермическую бочку с белым сухим вином по 20 коп. за стакан. Так и жили.
Все классические черты современного маркетинга в СССР были и были отработаны, опробованы и описаны в многочисленных наставлениях и прямых законных актах. Так, СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР выпустил 13 марта 1965 г. постановление N 158 с длинным названием:
Достаточно сказать, что премии работникам торговли разрешалось начислять до половины месячного заработка, а это согласитесь прямой стимул хорошо трудиться. Выходил даже специализированный журнал министерства торговли под названием "Торговля за рубежом", в котором освещался и рекомендовался к внедрению ценный опыт торговли и общепита больших и специализированных предприятий. Эти журналы сегодня были бы полезны начинающим маркетологам.
Почему же рассыпалась такая отлаженная машина в поздние годы существования СССР? Об этой грустной истории как-нибудь в другой раз.