втомобиль плавно притормозил у ворот, за которыми нас уже ожидал Алексей Акчурин, основатель и руководитель виноградарского хозяйства «Шато Люсьен» в селе Хмельницком на берегу Черной речки близ Севастополя. Вспоминая запущенные виноградники по пути следования, лозы, лежащие на земле в зарослях сорняков, с опаской выходим из машины. После краткого приветствия последовало предложение отправиться на виноградники, что, конечно же, с удовольствием было принято.
«Шато Люсьен» было основано в 2006 году. Общая площадь хозяйства – 80 гектар, из них 64 заняты под виноградники, остальное занято под хозпостройки и ведение натурального хозяйства. Культивируются следующие сорта: шардоне, мускат белый, каберне совиньон, мерло, пино нуар. Основной покупатель винограда – «Сатера».
Акчурин Алексей Романович – бывший генеральный директор завода «Севастопольский винодельческого завода», активный член севастопольской ячейки «Деловой России», виноградарь по образованию и по призванию. Окончил Крымский агротехнологический университет. На «Севастопольском винодельческом заводе» проработал более 30 лет. Сейчас пост директора завода занимает его сын Рем Акчурин, прошедший обучение в Симферополе и Германии по специальности "Виноделие".
Вид, открывшийся нам за следующим поворотом, был похож на хорошую фотографию французского винодельческого предприятия, прошедшую дополнительную обработку в Photoshop. Долина Черной речки, засаженная виноградом, ровные ряды которого тянулись вдаль навстречу солнечному диску, скрывающемуся за отрогом горы. На поле шла уборка шардоне, нехарактерно поздняя для этого сорта.
- Год необычный. Шардоне начали собирать позже на две недели от обычного срока. Из-за дождей и достаточно прохладного лета виноград созревает неравномерно, выравниваем с помощью дополнительных поливов, - рассказывает Алексей Акчурин. – Собираем в ящики, так виноград лучше переживает транспортировку, не давится под собственным весом, не окисляется. Для шампанского виноматериала этот момент имеет первостепенную важность.
При закладке виноградников на 64 гектарах делалось порядка 20 срезов для анализа почвы, для более точного определения клонов сортов высаживаемой лозы. Почвенный состав – мергель, большое содержание извести, отлично подходит для выращивания винограда для тонких шампанских виноматериалов. Лозу закупали в питомнике «Гийом» (Франция). Схема посадки – 2,5×0,9 м. Количество кустов – 4400 на гектар. Урожайность – 100-110 ц/га.
- Когда стал вопрос о закладке, было озвучено, что работать будем только с Францией. Перед этим я много путешествовал по винным хозяйствам Франции, Германии, был и в США, ряде других стран. Здесь я реализовал все задумки, которые рождались во время этих путешествий. Анализ почвы заказывал во Франции, по отчетам – известняки Мелового и Юрского периодов, причем, по содержанию извести на этих 80 гектарах большая разница. Здесь много породы, местами она выходит на поверхность. В проектной записке были указаны рекомендуемые сорта, клоны сортов. Заказали в питомнике «Гийом». По их данным один гектар должен давать до 180 центнеров, но мы сознательно идем на снижение урожайности, проводя в мае обрезку. За количеством не гонимся.
На «Шато Люсьен» для закладки использовался эльзасский металлопрофильный кол с анкерами, проволока – в пластиковой обмотке. Подобное оборудование повсеместно используется в Европе и Америке, на территории СНГ лишь начинает входить в обиход вследствие дороговизны проекта. Позволяет сократить расходы на содержание виноградников в долгосрочной перспективе. Алексей Романович противник вспашки междурядья. Обработка производилась рипером с заглублением примерно на метр.
- Такой метод позволяет дать на глубину воздух и воду. Это главное. При чем, в первый год после посадки мы проходим рипером в 20 сантиметрах от куста с одной стороны, во второй год – с другой. Таким образом обрезаются корни, но не радикально – силы сохранившихся хватает, чтобы питать куст. При подъеме же плантажа, мы поднимаем всю микрофлору, которая есть там на глубине. Корни, которые более-менее привыкли к враждебности среды, к определенным болезням у поверхности, сталкиваются с новыми микроорганизмами. Это шок для растения. Почву нужно меньше трогать. Сорняки в междурядье мы срезаем косилкой и измельчаем. Есть эксперименты с посадкой определенных трав.
- К сожалению, во многих местах еще сохранился советский подход к культивированию винограда. Они пытаются вырастить дерево, а нужно выращивать куст. Виноград – это насос. Толстый изогнутый штамб – это дополнительные затраты сил для прокачки. Поэтому, первые три года – обязательный приштамбовый колышек, подвязка. Важный момент – полив. Сейчас ведется много споров по поводу того, стоит ли поливать виноград. Я могу понять виноградарей Бордо, где за год выпадает 750-770 мм осадков в год. У меня здесь – 330. Здоровое растение вырастить не получится. К тому же, именно в те моменты, когда растению требуется влага – в мае, перед цветением, здесь нередки засухи. К тому же, здесь в Крыму очень сложно добиться баланса спирта и кислотности. Виноград собирают по кондиции сахара. К этому моменту виноград еще не достиг физиологической зрелости. Соответственно, в ягоде преобладает яблочная кислота. И лишь уже к созреванию винограда яблочная начинает переходить в винную. Второй пункт важности полного вызревания – полифенольные вещества, создающие ароматику.
При сборе винограда должны учитываться три показателя: процентное содержание сахара, титруемая кислотность и pH. Для белых вин оптимальными принято считать 20% сахара, 8,5 г/л кислот и ph равное 3,1. Для красного – 22%, 7,5 и 3,4 соответственно. pH важен также для цвета и стабильности виноматериала.
- Последние три года я делаю следующее – за пару недель до сбора я делаю небольшой полив. Пришел я к этому следующим образом. Во Франции в Парне* собирают шардоне в конце сентября, а то и в начале октября. Происходит это потому, что в начале сентября проходят обильные дожди, разбавляются сахара, а яблочная постепенно сжигается и переходит в винную. То есть то, чего я добиваюсь тут поливом, там происходит естественным путем. Конечно, этот метод подходит виноматериалам для тихих вин, для игристых использовать этот метод не стоит.
В хозяйстве для полива используется капельное орошение. Насосная станция расположена на берегу реки Черная, по территории расположены датчики влажности почвы. Но, как шутит Алексей Романович, самый верный способ определения времени полива – старый проверенный «лопатэн-тест».
- Сколько обработок химикатами делается в год?
- Минимальное количество, до четырех. Но каждый год по-разному. В этом году пришлось делать больше. Низкая сумма активных температур, дожди в начале сезона. Была опасность развития заболеваний. Положительный момент – расположение долины. Здесь хорошая проветриваемость, нет застоя влаги. Есть еще один участок, он находится чуть выше по склону, порядка 40 гектар. Делали анализы, отлично подходит для выращивания винограда для красных вин. В планах приобрести его в личное пользование.
- Каковы планы хозяйства? Будете ли строить свой цех переработки?
- Да, конечно. Раньше была проблема в территории, банально негде было строить. Сейчас этот вопрос решается, думаю, скоро будет возможность для начала строительства. Спроектировали с сыном небольшой цех, ресторанчик, дегустационный зал. Опять же, стоит понимать, что данный проект возможен лишь при определенных объемах. Сейчас мы собираем порядка 600-650 тонн. В дальнейшем доведем до 1000, чуть больше. На новом участке думаем использовать в том числе и такой сорт, как сира. Он показывает положительную динамику в мире по востребованности, хотя в Крыму с ним практически никто и не работает.
На обратном пути Алексей Акчурин показал дегустационную площадку, расположенную у самой реки, а также рассказал о жизни самого хозяйства.
- Самая главная проблема – это рабочие кадры. Местные работать на виноградниках отказываются из-за сложности труда, невысокой относительно других отраслей зарплаты. Я лично проехал по всем близлежащим селам – результат нулевой. Раньше было много рабочей силы с Украины, сейчас с этим тоже проблематично. Люди, которые здесь работают, живут тут же. Поэтому было принято решение дополнительного ведения натурального хозяйства. У нас есть овцы, лошади, коровы. Небольшой огород для выращивания овощей. Это все позволяет не только экономить, но и питаться натуральными продуктами.
Транспортный цех полностью свой. Закупалась техника фирмы Fendt, с минимальным набором электроники. В планах – создание полной базы для проведения посадочных работ.
«Шато Люсьен» - это уникальное хозяйство, маленькое государство в государстве со своим уставом, правилами и традициями. Остается лишь пожелать успехов в этом благородном начинании и посоветовать активно перенимать положительный опыт в ведении бизнеса другим крымским виноделам-виноградарям.