Всем неравнодушным к судьбе российского виноделия необходимо срочно подключиться к обсуждению законопроекта «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации».
Редакция сайта "Наше Вино" располагает документом, который де факто ставит крест на прошедшем первое чтение в Государственной Думе законопроектe.
Революции может не состояться: Министерство финансов, которому поручено дорабатывать законопроект ко второму чтению, предложило свой вариант, основанный в основном на мнении экспертов Росалкогольрегулирования (РАР). Именно этот вариант министерство сейчас в ускоренном порядке проталкивает к подаче в Аппарат Правительства как готовый к принятию законопроект.
Законопроект, прошедший первое чтение, похож для виноделов на сладкий сон: он выводит виноделие из кошмара проверок РАР и признает российские вина сельхозпродуктом. Напомним его ключевые положения:
- Вино, игристое вино (шампанское) и ликерное вино, произведенное на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, признается сельскохозяйственной продукцией (ст. 3 п.2.);
- Регулированием производства вина занимается Минсельхоз в соответствии с Федеральным законом №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ст.3 п.3);
- Росалкогольрегулирование будет ведать лишь маркировкой вин, внесением их в ЕГАИС и дальнейшим оборотом (ст. 3 п.4);
- впервые декларируется неразрывная связь виноградарства и виноделия "как традиционной и важной составляющей сельского хозяйства" (ст.4);
- Правительство РФ устанавливает порядок ведения реестра виноградных насаждений, формы деклараций об урожае и произведенном вине, устанавливает порядок лицензирования (ст. 5);
- подразумевается определение Правительством РФ особого "федерального органа исполнительной власти", который будет осуществлять государственную политику и регулирование в отрасли - таким образом, открывается дорога для создания Агентства по делам виноградарства и виноделия (ст. 5 п. 2);
- границы производства вин ЗГУ и ЗНМП утверждаются региональными правительствами в согласовании с саморегулируемыми организациями виноделов); они же ведут региональные реестры виноградников (ст. 6)
- вообще реестр виноградных насаждений - краеугольный камень закона, именно на его основе будет контролироваться происхождение вина от лозы до бутылки: в нем будут учтены все виноградники, их площади, плотность посадки, сортовой состав и т.д. (ст.10);
- весь урожай и все произведенные из него вина декларируются не позднее 15 февраля следующего за урожаем года, эти данные появляются в открытом доступе на официальном сайте правительственного органа (ст.11)
- полномочия СРО самые обширные: они составляют расчет в потребностях в акцизах, сами утверждают стандарты качества ЗНМП, определяют границы зон производства вин ЗНМП и ЗГУ, имеют право организованно подавать декларации об урожае своих членов;
- для получения лицензии достаточно иметь помещения, соответствующие требованиям, установленным для помещений, предназначенных для производства и хранения пищевой продукции, - при этом для КФХ не нужен отдельный склад готовой продукции (ст. 13);
- статья 14 прописывает условия для получения лицензии - предоставление учредительных документов, уплату пошлины, договор с лабораторией (или аккредитацию собственной, документы на производственные помещения и запрещает предъявлять какие-либо иные требования, лицензию возможно получить не позднее чем через 63 дня после подачи документов, и выдается она на 15 лет (ст. 15);
- плановые проверки предприятий проводятся раз в 3 года, внеплановые - только на основании жалоб граждан и организаций на нарушение лицензионных требований (ст. 16);
- на ярмарках, выставках и фестивалях, предназначенных для продвижения российского вина, разрешается продажа вин вне 171 ФЗ (ст 17 п.2);
- разрешаются интернет-продажи российских вин (ст. 17 п.3).
В сухом остатке мы можем получить вполне цивилизованный закон о вине. И можем его лишиться в одночасье!
Предложенный Минфином вариант лишь с первого взгляда может показаться компромиссным и удовлетворяющим винодельческую отрасль.При внимательном рассмотрении предложенная редакция вносит терминологическую и нормативную сумятицу, вступает в острое противоречие со 171-ФЗ. Впоследствии сам же РАР назовет этот закон недееспособным, принятым в спешке и «под нажимом лобби виноделов». Дело в том, что предлагаемый экспертами РАР вариант закона вносит нормы, несогласованные с реальным производственным процессом и действующей законодательной базой.
В то же самое время, депутаты, в том числе представители винодельческих регионов, могут вполне проголосовать за данный законопроект, если не увидят противодействия ему виноделов - из благих побуждений, стремясь ускорить развитие отрасли.Виноделы, будьте внимательны!
Предложенные поправки концептуально изменяют идеи, изначально заложенные в законопроект, принятый в первом чтении.
Они коренным образом меняют направленность законопроекта на развитие виноградарско-винодельческой отрасли.
В предложенном законопроекте отсутствуют какие-либо преференции для крестьянско-фермерских хозяйств.
Проект искусственно объединяется в одном документе с поправками в 171-ФЗ, в результате изменяется и название закона, что впоследствии будет негативно сказываться на дальнейшей правоприменительной практике.
А самое главное - вино так и не становится сельхозпродуктом, не выводится из под произвола проверяющих "чрезвычаек" РАР.
Предлагаем консолидировано и в самом срочном порядке (каждому от имени своей организации/предприятия/КФХ) подготовить замечания к данному законопроекту, направив их одновременно на три адреса:
Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву,Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину;
Заместителю Председателя ГД ФС РФ, Руководителю фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» С.И. Неверову.