Лекции о винах России прошли в Петербурге

Игорь Ершов о «винной тусовке», приоритетах и будущем российского виноделия

История страны очень туго переплетается с развитием ее виноделия. А что мы значим, если не знаем своего наследия? Одним из первых значимых событий наступившего года в винном мире Петербурга стал курс авторских лекций основателя Лиги Сомелье Игоря Ершова по виноделию России. На протяжении четырех дней сомелье, журналисты и просто неравнодушные люди узнавали историю, особенности производства вин, основные винодельческие регионы, а также дегустировали любопытные образцы. Мне довелось побывать на этом курсе и за бокалом вина пообщаться с Игорем лично.

05-min

Лига Сомелье, по сути, стала первой школой, не ангажированной под определенного импортера. И мы же одними из первых начали давать обширные блоки по виноделию России. Меня забавляет, когда люди, пару лет назад воротившие нос от наших вин, сейчас доказывают мне, что они всегда говорили, что наши вина – это круто. Еще наш бренд частенько используют в своих рекламных буклетах, при этом пишут его с маленькой буквы. Но я не расстраиваюсь.

Игорь Ершов
День первый. Крым и Севастополь
01-min
П

ервым пройденным регионом был столь часто обсуждаемый в последние два года Крымский полуостров. Крым и Севастополь, по российскому винному законодательству – два разных региона. Совсем не по терруарному признаку, а потому, что Севастополь сейчас – город федерального значения. Это, безусловно, осложняет жизнь виноделам, так как зачастую виноградники находятся в Крыму, а предприятия – в Севастополе. Но люди уже успели к этому адаптироваться. На самом деле, полуостров во многом отражает российскую винную действительность, и на его примере идеально можно показать все ее плюсы и минусы. К первым можно отнести невероятно быстрый темп развития, новаторство и огромную энергию, вкладываемую в виноделие. Многие вина, произведенные здесь, действительно хороши и заслуживают внимания. Отдельно следует выделить двух винных энтузиастов – Олег Репин (собственная винодельня и винодел на предприятии «Сатера») и Павел Швец (собственные виноградники на горе Зыбук-Тепе, винодельня «Uppa Winery»), которые являются знаковыми фигурами для всего крымского виноделия и постоянно двигают его вперед. Однако из-за малых объемов производства их авторские вина невероятно сложно найти в Москве или Петербурге. В ином ресторане Кокур Олега Репина стоит дороже, чем Шабли Премье Крю.

К минусам же относятся: недостаточное финансирование, ужасное состояние виноградников, огромное количество балка и старое оборудование заводов. Ах да, еще совковый маркетинг, не дающий работать в полную силу. Хотя не стоит забывать, что развитие крымского виноделия высокими темпами началось лишь пару лет назад, так что, посмотрим, что его ждет через 5-7 лет. А положительные результаты мы можем наблюдать и строить догадки о будущем уже сейчас.

Среди дегустационных образцов в этот день были:

  • Тот самый Оleg Repin Кокур 2014. Легкое, приятное вино бледно-соломенного цвета. В аромате яблоки, цветы, крапива, спаржа. Вкус почти полностью дублирует аромат. Интересное, летнее вино, которое замечательно подойдет к свежим салатам, устрицам или фруктам.
  • Uppa Winery Гевюрцтраминер-Мускат 2014 Павла Швеца. Очень понятное вино с запоминающимися сортовыми особенностями – светлое, искрящееся, с ярким аромат меда, розы, акации и тропических фруктов. Этакий «наш ответ Эльзасу», причем не только по вкусу, но и по ценнику.
  • Усадьба Перовских Пино Нуар 2013. Стоит отметить, что этот производитель специализируется на игристых винах и заготавливает свой пино нуар в основном как раз для них. Эти тонкости чувствуются в вине: прозрачное, рубинового цвета; ягоды в аромате скорее уваренные, нежели спелые, преобладает вишня. Правда, типичные сортовые мох, подлесок и сливки в вине все-таки присутствуют. Приятное сочетание цены и качества. Любителям легких красных вин на каждый день посвящается.
  • Бельбек Бастардо 2013 Сергея Бескоровайного. Очень насыщенное, плотное вино рубинового цвета с тонами черных ягод, пыли и лаврового листа. Весьма приятное, отлично подойдет к свинине или курице на мангале. Однако на слепой дегустации я бы не хотел с ним столкнуться, так как для узнавания оно невероятно сложно.
  • Меганом Солнечная долина 2010. Купаж пино нуара, мерло и бастардо. Достаточно мясистое вино, эволюционирующее от ароматов сырого подвала, перца, копченостей к красным ягодам с небольшой овощной ноткой. Спиртуозное, с малым количеством танинов, тоже отлично подойдет к мясу на гриле или жаркому.
  • Многострадальное Alma Valley Темпранильо 2013. Уж сколько нападок на него мы слышали: и сильно оно одублено, и «водкой пахнет». Но это, однозначно, не то вино, которое можно пройти, не заметив. Это эксперимент и эксперимент весьма удачный. 12 месяцев в новой бочке дают сильную атаку и неперебиваемый ванильный тон. Но после декантации, когда танины ушли и вино успокоилось, открылись нотки ягод, шоколада и копченостей. Хорошее вино для барбекю, которое с каждым новым урожаем (если выпуск его не прекратится) должно быть только лучше.
  • Закончили мы, по сути, с того же, с чего и начинали. Это снова был Oleg Repin, только на этот раз его Каберне совиньон 2013. Именно он «взорвал» всех на винном матче Кубань против Крыма. Это невероятно плотный, вяжущий и стойкий каберне совиньон с ярко выраженными сортовыми чертами, который не только выигрывает у большинства вин из России, но и может поспорить со многими классическими винами из этого сорта.

День второй. Долина Дона и Нижняя Волга
02-min

Мне кажется, есть огромные пропасти между сомелье из разных городов. Потихонечку подтягивается юг, но на любом конкурсе сомелье в полуфинале — подавляющее большинство петербуржцев, а южан или москвичей, буквально один-два. Я не знаю, почему это происходит: мы их и на командные конкурсы звали, и винное казино у них хотели провести. Но вот не набирается команда – и все тут. Есть верхушка – пара человек. А где остальные? Не хочется верить, что вся эта «движуха» там зарубается на корню, и молодым не дается шанс проявить себя. Я не вижу препятствий для развития там «винной тусовки». У них есть всё – и винодельни, и рестораны премиум-уровня, где можно идти вперед к вершине, но пока я этого не вижу. У нас на форумах все друг друга знают и готовы с любым поделиться знаниями и опытом. А что происходит там, никому не известно. Посмотрим, куда наклонится этот маятник через пару лет, но сейчас мы имеем то, что имеем.

Игорь Ершов

Не сочтите за снобизм, но я не хочу долго останавливаться на этих регионах, собственно, как не имеет смысла пока писать дегустационный отчет, а оставить вина на суд дегустирующего. Большинство виноделов здесь на данный момент – гаражисты, со своим подходом и своей философией. А то, насколько получается у них свою философию превратить в жизнь – это уже вопрос для отдельной статьи. Из интересного стоит выделить абсолютную «нетипичность» представленных образцов и старание виноделов найти что-то новое, некую изюминку, которая сделает именно их вина неповторимыми. К слову, почти никто здесь не использует диоксид серы, поэтому вина в бутылках продолжают жить и меняться.

День третий. Краснодарский край

(Таманский полуостров, Крымский район)

03-min

Кубань на сегодняшний день – флагман российского виноделия. Номер один по продажам, номер один по количеству посадок, номер один по количеству инвестиций. Именно здесь располагаются три гиганта – «Фанагория», «Лефкадия» и «Кубань-Вино», чьи образцы практически полностью узурпировали дегустацию этого дня. На тему Краснодарского края говорить можно очень много, поэтому разговор разбили на два занятия. Тамань и Крымск – это первый регион в новой России, который стал динамично развиваться для виноделия. Здесь смогли себе позволить даже создание вина топ-уровня на лозах, которым всего три-четыре года от роду. Сюда приглашают зарубежных энологов. Так, например, «Лефкадию» консультирует не нуждающийся в представлении Патрик Леон. Не отстают от него Евгения Лосалова и Ванда Ботнарь из «Фанагории» и «Кубань-Вино» соответственно. Помимо крупных производителей есть немало гаражистов, среди которых ярко выделяется фигура Романа Логунова и его «Майстра». В результате мы видим самые мощные вина, выполненные в стиле Бордо, южных регионов Европы и лучших образцов нового света. Причем в этих винах великолепно себя ведут как моносорта, так и купажи. Я смело могу сказать, что в этот день на дегустацию были представлены самые топовые и серьезные вина.

  • «Майстра» Романа Логунова (2014). Ад для перфекциониста. По-настоящему гаражное вино. Если кто-то считает, что умеет читать этикетку, пусть попробует. Ведь то, что виноград в вине сорта рислинг, определяет лишь буква «Р», нарисованная ручкой на пробке. Меж тем, образец невероятно интересный. Очень светлый, почти прозрачный, с ароматом свежих яблок и груш, с легким цитрусовым послевкусием. Майстра – это ветер, дующий в Керченском проливе. Вино названо в честь него, пожалуй, не только из-за свежести, но и потому, что это действительно символ таманского гаражного.
  • Кубань-Вино Chateau Tamagne Premier Blanc (2007). Вино, в котором дорого все: дорогая бутылка, дорогая этикетка. Даже сургуч сверху. Должен сказать, что «Кубань-Вино» не зря гордится этой линейкой. Наполнение ничуть не уступает внешнему виду. Очень сложное вино из необычного сочетания шардоне и совиньона, дополненное выдержкой в дубовой бочке, станет отличным напитком на званый ужин или торжественный повод.
  • 100 оттенков белого Фанагории 2011. Как клянутся производители, к почти одноименному бестселлеру вино не имеет никакого отношения, и название было придумано гораздо раньше его выхода. Впрочем, вино действительно страстное. Выдержанное шардоне в традициях южной Бургундии с нотками печеных яблок, ванили и свежей выпечки. Не зря хозяйство считает этот образец одним из своих топовых вин.
  • Фанагория Cru Lermont Мерло 2012. Должен сказать, что линейка «Крю Лермонт» из года в год получается разной. Для мерло именно 2012 год был самым лучшим. Самое узнаваемое и интересное вино получилось именно тогда.
  • Лефкадия Ликурия Резерв 2011. Очень интересный ассамбляж шираза и мерло. Мясистое, насыщенное вино рубинового цвета с чернильным оттенком, тонами малины, лесных ягод, хвои и шоколада в аромате с довольно продолжительным послевкусием. Вино полностью стоит своих денег и является достойной покупкой вместо Европы и Нового Света в таком же ценовом сегменте.
  • 100 оттенков красного Фанагории 2011. По-моему, опыт производства вин из сорта Каберне Совиньон настолько велик, что проще сделать хорошее вино из этого сорта, чем плохое. «Фанагория» сделала отличное вино. Точка. Сортовые особенности расписывать излишне.
  • А вот главной приятной неожиданностью стал Grand Dessert от Chateau Tamagne 2011. В нем хорошо все: и цена, и баланс, и внешний вид. Одна ма-алюсенькая деталь все портит – крепят сей напиток ректифицированным спиртом. Но если учесть, что стоит он около пятисот рублей, то на этот минус можно закрыть глаза. Хорошее бюджетное ликерное вино.
  • В этот же день удалось продегустировать нефильтрованное подсолнечное масло от «Лефкадии». Вкусно. Они сейчас, помимо вина, запустили производство сыров и масел. Скоро обещают трюфели. Хороший стартап и подспорье для основания полноценного аграрного предприятия.
День четвертый. Краснодарский край

(Анапский район, Геленджикский район, Новороссийск)

04-min

Эти места не так мощны в плане производства, но здесь, как нигде в России развит винный туризм. Почти все винодельни стоят вдоль одной трассы. Причем, в некоторых вас и в баню сводят, и на балалайке сыграют. Хотя большинство их продуктов вы сможете купить только у них, потому что ни в ритейл, ни в HoReCa никто их не поставляет. Вино для них скорее хобби, чем бизнес. Они его делают и продают. Кстати, есть хозяйства, куда можно попасть профессионалам, например, "Усадьба Дивноморское". Алексей Толстой туда приглашает далеко не всех.

Игорь Ершов

В этих трех регионах, безусловно, жарковато, поэтому винам не хватает кислотности. Совершенно уникальный терруар – особый вид почвы (мергель), близость к побережью и климат позволяют делать совершенно уникальные вина. Так получаются вещи, не похожие по стилю ни на классику, ни на Новый Свет. Определенно, влияние запада здесь чувствуется, присутствуют и западные инвестиции. Так, например, швейцарец Бюрнье – совладелец одноименного хозяйства. Среди местных тоже есть свои герои, это, в первую очередь, Алексей Толстой и Роман Неборский. Стоит сказать и про интересный маркетинг. Так, у «Виллы Виктория» в названии Anapa Valley выделена часть «Napa», что мысленно относит нас к долине Напа в Калифорнии. Все эти достоинства стали причиной самой необычной дегустации.

  • «Художник по профессии и винодел по призванию» Владимир Прохоров представил свой Рислинг 2013 года. Сверх кислотный, но запоминающийся. К сведению, винодел не использует диоксид серы, так что бутылка от бутылки будет разительно отличаться. Свежее, летнее вино, но далеко не на любой вкус. Многие, выпив первый бокал, от второго откажутся.
  • Усадьба Маркотх Совиньон блан (2014). Хороший, хрустящий Совиньон, с яркими сортовыми особенностями: болгарский перец, яблоки, крыжовник, хвощ. Алексею Толстому удалось сделать нечто среднее между классикой и новаторством. Получилось весьма симпатично.
  • Та самая Усадьба Дивноморское, что закрыта от посторонних глаз. Выдержанное Шардоне 2012, похоже, стало слишком «высоким» и сложным для простых смертных. Чувствовалось, что вино хорошее и дорогое, а вот почему, мы так и не смогли понять, сколько бы ни болтали его в бокалах. Придется повторить его дегустацию.
  • Villa Victoria Pinot Noir (2012). Добротный сортовой пино нуар. Цена на полке немногим больше 600 рублей. Интересная этикетка и «aNapa valley» на ней. Бутылка сразу бросится в глаза. Хороший вариант, чтобы скоротать вечер и поужинать. Плохого сказать нечего.
  • Myshako Merlot Reserve (2009). Винодельня ныне закрыта. По ней продолжаются судебные тяжбы. Вино хорошее, насыщенное, чистое и понятное. Но купить его сейчас практически невозможно нигде. А жаль.
  • Бюрнье Красностоп (2008). Довольно редкий для этих мест автохтон. Приятное, мягкое вино, практически непрозрачное. Стоит отметить, что российские автохтоны хорошо угадываются благодаря пасленовому тону. Этот экземпляр – не исключение. Хорошее вино с ягодно-овощными тонами оставляет позитивное впечатление.
  • Раевское Ренессанс (2011). Следующий винтаж этого вина – 2012 – был признан лучшим красным вином России на конкурсе СВВР. Хотя многие считают шедевром именно винтаж 2011. Невероятно сложный букет, созданный путем купажирования аж 6 сортов винограда – каберне совиньон, мерло, карменер, каберне фран и пти вердо (Игорь настаивал, что там еще присутствует одесский черный) – сделал это вино потрясающе многогранным. Однако, без стейка средней прожарки его пить весьма сложно. Здесь и мощные танины, и серьезная спиртовая атака, и яркая джемовость – в общем, вину еще жить и жить. И ни в коем случае не злоупотреблять им, чтобы не составить неправильное впечатление.

Я не хочу говорить о предвзятости конкурсов сомелье. Это было бы некорректно и неправильно. Просто, все зависит лично от человека и его амбиций: хочет он прикрепить на ворот пиджака золотой значок РАС или же он хочет пойти гораздо дальше. Я знаю много людей, которые перестали ездить на эти конкурсы по причине нецелесообразности. Я всегда хотел привнести в винные мероприятия что-то новое. Когда мы начинали делать конкурсы с российскими винами, многие демонстративно воротили нос, мол, в нашей стране нет, и никогда не будет ничего интересного. Сейчас же мы их проводим не только в Петербурге, но еще и на юге. А в конце января едем проводить конкурс в Белоруссию. Это значит, что Россия сейчас интересна и востребована. А с таким курсом валют, возможно она и станет скоро спасательным кругом для тех, кто любит вино. И я очень рад, что Лига Сомелье первой начала прививать любовь к нашему вину. Так сказать, ломать стереотипы и избавлять от пренебрежительного отношения. А что будет дальше, время покажет.

Игорь Ершов
Игорь Ершов и Артем Вариков Игорь Ершов и Артем Вариков

Безусловно, в виноделии России сейчас много проблем, главные из которых - молодость лоз, неполные мощности заводов и низкое финансирование. Но не стоит воротить нос, слыша словосочетание "российское вино". Поверьте, наше вино вполне самобытно, при этом оно отлично перенимает опыт у настоящих зубров виноделия. И уже сейчас можно встретить конкурентоспособные по качеству и цене образцы. Главное - знать, где искать. А с годами оно будет только развиваться. Будут новые инвестиции, новое оборудование, новые покупатели. Появятся винтажи и можно будет посредством «вертикального» сравнения понимать, какие недочеты нужно исправить и что нужно доработать. Пока же мы видим лишь первые шаги к чему-то великому, и шаги эти – уже аршинные. Так что пройдет еще несколько лет, и наши вина займут свое место среди мировых лидеров. А мы будем за этим с гордостью наблюдать и пить по-настоящему хорошее вино.