День Победы

И

так, вчера, 23 декабря, Государственная Дума приняла исторические поправки к ряду законов, определяющих развитие российского виноделия. Первым ситуацию прокомментировал Борис Титов! кстати, поздравляем Бориса Юрьевича с днем рожденья, который он отмечает сегодня. Лучший подарок уже сделан.

Нет сомнения, что прошедший третье чтение Госдумы документ за сутки уже прочитали все виноделы нашей страны. Вопросов много. Как будет работать новый винный закон? Чего ждать от будущих подзаконных документов? Мы опросили нескольких лидеров российской винной отрасли, имевших непосредственное отношение к написанию и принятию этого закона. Какой он, День победы виноделов?

a04

"Мы в начале пути"

Первый шаг к снятию с нашей отрасли административных оков 171 Федерального Закона сделан. Теперь мы можем на законных основаниях говорить, что российское виноделие развивается в общемировом мейнстриме. У нас есть классификация, есть вина столовые, есть вина с защищенным географическим указанием, есть с защищенным наименованием места происхождения. Это значит, что еще больше производителей решатся делать вина высокого уровня, вина из отдельных географических зон.

Естественно, говорить о том, что процесс закончен, рановато. Будет еще множество подзаконных актов: по выдаче лицензий и акцизных марок, классификации, определению географических указаний и прочему. Поэтому Союз продолжает напряженную работу, продолжает отстаивать интересы всех виноделов и виноградарей. Мы обязаны выбить дополнительные льготы и преференции по каждому из подзаконных актов.

Леонид Попович, Президент Союза виноградарей и виноделов России

a03

"Ждем увеличения инвестиций"

Очень важно, что вино стали воспринимать, как и во всем мире, гастрономическим продуктом, неотделимым от кухни, от традиции. У нас раньше реклама вина как продукта питания была запрещена. Последние поправки исправляют ситуацию. Мы довольны, что теперь через рекламу мы сможем, наконец, доводить до потребителя, что у нас в России есть хорошие вина.

Я бы не стал считать в связи с этими законодательными инициативами будущую прибыль виноградарей. У них просто появится возможность лучше и быстрее продавать свою продукцию и правильно ее позиционировать. Продукцию, произведенную именно из российского винограда. Мы ждем повышения производства, ждем повышения инвестиционной привлекательности всей отрасти.

Не все происходит так быстро, но в течении ближайших двух-трех лет мы сможем наблюдать тренд на увеличение инвестиций. У нас на Кубани много хороших вин, произведенных из местного винограда, мы будем в числе первых, кто получит очевидный выигрыш от законодательной реформы.

Олег Толмачев, руководитель управления по виноградарству, виноделию и алкогольной промышленности Краснодарского края

02

"Боролись и победили"

Гаражисты, фермеры вообще всегда были за борьбу, за отстаивание права делать свои честные вина. И мы своего добились. Я уверен, что тут помогли Крым и лично Владимир Путин. Теперь ждем, когда закон пройдет все инстанции, получит подпись Президента и, наконец, заработает.

Мы ждем облегченного лицензирования и облегченной выдачи акцизов, чтобы нашему Союзу и будущему нашему СРО разрешили как-то централизованно их печатать для своих членов. Ждем того, что обещали на слушаниях со стороны РАР: лицензия малым виноделам на 15 лет за 500 т.р. с возможностью отсрочки. Думаю, что при всей строгости этой организации ей будет не интересно взымать лишние поборы с малых виноделов: что возьмешь с наших оборотов? 5 000 декалитров — это не больше 12-15 га виноградников. Ждем возможности писать о своей работе в СМИ.

Весь следующий год — подготовительный. Я предвижу, что закон заработает не раньше 1 декабря 2015 года, когда будет собран и задекларирован новый урожай. Вот к этой дате самые подготовленные виноделы нашего Союза — Прохоров, Марченко, Антоненко, Опарин, — надеются первыми получить лицензии по новому закону. И это станет прецедентом для остальных.

Геннадий Опарин, глава Союза Фермерских Винодельческих Хозяйств

05

"Не созданы условия для развития отрасли"

После третьего чтения документа случилось то, чего мы опасались. В четыре раза увеличилось число организаций, контролирующих наше виноделие. Раньше, напомню, это было лишь Росалкогольрегулирование. Теперь РАР остался на прежнем месте, к нему добавились Минсельхоз, региональные комитеты по виноградарству и виноделию, наконец, Саморегулируемые организации виноделов, хотя полномочия СРО и урезаны весьма существенно.

Нет пока облегчения в выдаче лицензий, административные барьеры не сняты. А даже если они будут сняты в подзаконных актах хотя бы для фермеров, то нет уверенности, что эту лицензию не сможет отобрать по претензии любой чиновник любого из указанных ведомств. Пока процедура лицензирования и отбора лицензий не прописана, открыт еще больший простор для развития коррупции. Не прописано и то, как крестьянско-фермерские хозяйства, КФХ, будут подавать данные в ЕГАИС...

Не учтена главная просьба, которая фигурировала в первом чтении документа: убрать виноделов из-под контроля РАР. Еще один нюанс: мы приветствуем появление в законе крестьянско-фермерских хозяйств, вот только порядок их перехода в ООО и более крупные формы производства не определен. Получается своеобразная кастовая система: ты родился фермером, ты им и умрешь. А ведь любой бизнес стремится к росту.

К сожалению, даже этим законом не созданы условия для развития отрасли. Зато теперь мы не имеем морального права подходить со своими просьбами к власти на протяжении нескольких лет.

Александр Пинчук, директор СРО «Виноградари и виноделы»

a01

"Отделили черное от белого"

Очень приятно, что наши правительство и Президент обратили на нас внимание, повернулись лицом, услышали, наконец, что существует в стране такая огромная виноградарско-винодельческая отрасль. Что есть истинные винодельни, а не "наливайки". Понятно, что инициатива долго вызревала снизу, но мы знаем, что без понимания сверху она бы не была воплощена.

Теперь самое позитивное, что мы имеем — это разделение виноделия на "белое" и "черное", такие Инь и Янь. По закону теперь имеют право на существование те, кто выращивает виноград и делает из него свое вино. Это отделение виноделов полного цикла очень важно для нас.

Чтобы реформа состоялась, чтобы закон заработал, нужно еще много вещей. Прежде всего, это принятие того "Закона о развитии виноградарства и виноделия", который пишется в Минсельхозе. И здесь, я считаю, нужно нам всем Минсельхозу помочь, ведь это ведомство не занималось контролем такой сложной отрасли, как виноделие. Росалкогольрегулирование же, по моей информации, умывает руки в этом вопросе, переключаясь с вина на другие задачи. Я считаю это не совсем правильным: надо делиться опытом.

Павел Швец, председатель Ассоциации виноградарей и виноделов 'Севастополь'