ноября 2016 были бутилированы первые российские вина ЗГУ (Защищенного географического указания) Крым. «ПАО Массандра», раньше всех получившее это право, приурочило розлив к постановлению Правительства «О ведении реестра виноградных насаждений».
За 10 дней до знакового в истории нашего вина события делегация студентов и преподавателей НМЦ «Лаборатория вина» при Севастопольском филиале МГУ им. М.В. Ломоносова посетила легендарный Головной завод в Ялте. Явка, несмотря на выходной, была стопроцентной.
При том, что в адрес «Массандры» слышна порой обоснованная, порой незаслуженная критика, работа старейшей винодельни вызывает неподдельный интерес. Да, при некоторой отсталости технической базы, которая стремительно деградировала в украинские десятилетия, у предприятия есть несомненное преимущество. Это даже не старейшая коллекция, безупречные, построенные Львом Голицыным, погреба, и прибрежные виноградники. Не будем забывать, что «Массандра» работает только с собственным сырьем и не покупала никогда ни одного литра пресловутого балка. Растущие здесь сорта – от серсиалая и педро хименеса до кефессии и кокура – настоящий заповедник царского и советского виноградарства, почти 4000 га. Это преимущество и помогло получить первую лицензию на производство вин ЗГУ, чем на предприятии, безусловно, гордятся.
И, разумеется, «Массандра» очень атмосферна и гостеприимна. Не то сам Голицын, не то его работодатели из Удельного ведомства имели невероятный дар выбора мест под погреба. Прохладная, влажная атмосфера на склонах Ялтинской яйлы, тишина и свежесть вековых подвалов, дополненные гостеприимством людей. От Елены Владимировны Батрак, начальника отдела реализации коллекционного вина, невозможно уйти быстрее, чем за 5-6 часов (у меня лично не получается). Рассказ о Голицыне, Николае II, о годах революции и оккупации, о советской, егоровской славе «Массандры» проходит на одном дыхании, завершаясь основательной дегустацией. Время в «Массандре», как на других исторических винодельнях Крыма, кажется, остановилось. Только бой часов на заводской башне напоминает о его течении.
Итак, урок по крымскому виноделию прошел весьма содержательно (спасибо еще раз Елене Владимировне за время, уделенное нам в выходной день). Но всего интереснее было попробовать вместе исторические и «новые» сухие вина Массандры. «Новые» именно в кавычках, вопреки критикующим Янину Павленко за стремление создать на предприятии качественные сортовые вина. Критики забывают об успехе (120 лет назад!) алуштинского дома Токмакова и Молоткова на выставках в России и Париже именно с сухими («столовыми») винами, которые ценили за то, что «превосходно сохраняющиеся и улучшающиеся в выдержке; они нежны, не крепки, достаточно содержательны, обладают приятным букетом». Да и в СССР «Каберне Алушта» ценилось в числе лучших сухих – не портвейнами едиными славилось объединение «Массандра».
Кстати, в числе возделываемых тогда под Алуштой сортов были не только каберне совиньон («лафит»), но и гренаш, и любимый Голицыным мурведр. Влияние схожего климата и рельефа Прованса здесь очевидно.
Ждем новых успехов «Массандры», ждем настоящего возрождения предприятия и тех самых, вековых его традиций. А также смелого участия новых интересных образцов, создаваемых на экспериментальной винодельне в Гурзуфе, во всевозможных выставках и конкурсах. И, разумеется, широкого доступа к этим винам всех, жаждущих «Крыма новой волны».