Русская Игра - 3: итоги

Ежегодная дегустация проекта «Наше вино» и Российской ассоциации сомелье показала значительный рост национальных игристых
Cписок жюри
  • Евгений Богданов (Победитель XIV Российского конкурса сомелье)
  • Владислав Маркин (Победитель XIII Российского конкурса сомелье)
  • Дарья Дзуцева (Победительница Первого женского конкурса сомелье)
  • Артур Саркисян (Победитель VI Российского конкурса сомелье)
  • Алексей Сидоров (Президент РАС)
Мировой рынок игристых в 2014 году - Россия вторая. Данные idealwinenet Мировой рынок игристых в 2014 году - Россия вторая. Данные idealwine.net
У

же в третий раз в конце года мы собираем лучших сомелье России для оценки наших игристых. Возглавляет и формирует жюри президент Российской ассоциации сомелье Алексей Сидоров, со сбором образцов помогает Школа вина «Энотрия», организуют и ведут конкурс проект «Наше Вино» и специалисты НМЦ «Лаборатория вина». Дегустация традиционно прошла в Москве в медиа-центре «России сегодня» на Зубовском бульваре.

24 вина в нынешнем году предоставили 10 хозяйств: каждому мы давали право выставить по 3 образца. Дегустаторов, как и прежде, пятеро: Григория Чегодаева, который не смог в этом году попасть в Москву, сменила Дарья Дзуцева, победительница Первого женского конкурса сомелье, уроженка г. Владикавказа и сомелье знаменитого московского La Marée.

Мне очень нравится этот конкурс: подбор дегустаторов не случаен, не коньюктурен, нет тут иностранных профи, впервые пробующих российские вина. Есть высшие профессионалы России – сомелье, победители национального конкурса, имеющие схожий опыт дегустации мировых вин и при этом доброжелательные к винам российским.

Интрига для меня заключалась в том, победит ли или нет «Лефкадия», как это было в прошедшие годы. Год назад лефкадийского игристого еще не было в продаже, теперь оно уже выпускается под маркой «Темелион». Да, розовая «Лефкадия» вновь победила, хотя и не с таким отрывом: между первым местом и третьими всего 0,6 балла. Именно поэтому мы немного расширили список призеров, эти разницы в баллах – на уровне статистической погрешности.

Кстати, и между первым и последним местом 4,6 балла всего. Это повод испытать гордость за российское виноделие в целом: вот и сомелье-дегустаторы общий рост качества отметили. В конце концов, не ради дипломов мы это все затеваем, хотя виноделам часто нужны именно они. Здесь максимально важно мыслить глобально, немного выше интересов отдельных производителей и даже регионов («Крым или Кубань?» «Фермеры или гиганты?»). Главное – вытянуть хотя бы на прежний уровень качество наших игристых, а желательно и вырасти дальше. На следующей дегустации обязательно сравним наши образцы с западными, как это уже было в 2014 году. Кстати, тогда «Лефкадия» оторвалась от второго места сразу на 3,6 балла, а от последнего – на 33,3!

Итоговые таблицы

Главные наблюдения по итогам дегустации – ниже.

1

Сомелье выбрали свежесть. Чистые фруктовые тона молодых игристых победили вторичные и третичные тона выдержки в сложных винах «Нового Света» или «Абрау-Дюрсо». Это вполне соответствует запросу потребителя, проводником которого и являются сомелье. И, пожалуй, рождающемуся стилю российских вин. Что в наших винах больше всего радуют именно «свежесть» и «фруктовость», мы слышали и от Роберта Джозефа, и от Стивена Спурье. В последнее время яркие, эмоциональные российские белые лидируют над тяжелыми красными. Национальный стиль найден?

2

Малые винодельни – впереди. Если сравнить итоги «Русской Игры» с другими конкурсами этого года – от «Южной России» до Кубка СВВР и конкурса НИИ «Напитков», окажется, что расклад сил закономерен. Просто «Арпачино», Константин Дзитоев и Cock t’est belle там практически не участвовали.

3

Игристые из нешампанских сортов приветствуются. В прошлом году мы оставили автохтонные сорта за пределами конкурса. Это напомнило французских дегустаторов XIX века которые не давали, например, побед винам Австралии по той причине, что «великие вина способна делать только Франция». Теперь очередной стереотип сломлен, цимлянский черный, сибирьковый, пухляковский уверенно соревнуются с пино и шардоне. Ждем выхода кокура, красностопа и других автохтонов. Кстати, Лев Голицын некогда хвалил игристые свойства крымского мурведра. Кто поэкспериментирует?

4

В числе лидеров по игристым – разные регионы страны. У нас нет никакой мифической «Русской Шампани», подобно Италии и самой Франции удачные игристые получаются в самых разных регионах. Это Левый берег Дона («Арпачино»), Тамань («Фанагория», виноград Константина Дзитоева), Севастополь (виноград для Cock t’est belle выращен Алексеем Акчуриным в Балаклавском районе). Потецинально хороший виноград с шампанскими кондициями может получаться и на Нижней Волге, и в Пятигорье на Кавмиводах – словом, там, где получаются хорошие белые.

5

Резервуарный метод – наше все. Успех «Фанагории» с очень легкими и чистыми акратофорными винами (до 400 р в фирменном магазине) показывает, что сделать легкое «народное» игристое более чем возможно. Делает эти вина талантливый шампанист Александр Березов. А чего стоят интересные яркие мускат, рислинг, красностоп «Кубань-Вина» текущего года урожая (2016-й активно продается и выпивается прямо этой зимой). Пора потеснить на полках непонятные «шампанские» из Москвы или Петербурга!

6

Экстра-брюты и дозаж зеро – опасное поле для виноделов. Это отметили все участники дегустации: недостатки таких вин становятся особенно очевидны в больших профессиональных бокалах. «Голое» игристое без грамма сахара проигрывает в таком случае приодетому изящному брюту. Сахар тут сродни макияжу или роскошной одежде: так сельдь под шубой всегда выиграет у устрицы, если только последняя не выловлена в тот же день.

7

Наконец, отечественная школа шампанистики возрождается. Труды Мержаниана и Фролова-Багреева, парижский триумф Льва Голицына – у нас всегда умели делать игристые и крепленые, с этим согласны опытные западные дегустаторы. Национальная тяга к игристым приводит к стремлению делать их все качественней. Есть где учиться: так, за прошедший год эту работу проделал Константин Дзитоев, вышедший с последнего места по итогам «Русской Игры-2» в тройку лидеров. Константин, как и в других своих винах, заимствовал самый передовой отечественный и западный опыт. Получилось. По моему прогнозу, через пять лет таких микрошампанистов у нас будут десятки.

P.S. Традиционной народной дегустации в этот раз не проводили: зато сделали открытую образовательную по итогам конкурса у нас НМЦ «Лаборатория вина» в Севастополе. У открытой дегустации есть один важный показатель – побеждают те вина, которых не остается в бутылках даже на донышке. Так вот, судя по этому, «за добавкой» обратились все к тем же лидерам: это были «Темелион», «Арпачино», Cock t’est belle, Константин Дзитоев и «Новый Свет».

Фото Натальи Волошиной