Состоявшееся 28 августа в "Лефкадии" собрание Совета Саморегулируемой организации (СРО) "Виноградари и виноделы России" высказало сдержанную поддержку готовящимся сверху переменам в винном законодательстве.
Возглавляемая Николаем Пинчуком Саморегулируемая организация уже несколько лет борется за перемены винного законодательства и либерализацию отрасли. Готовящиеся сегодня перемены в 171-м Федеральном законе, регулирующем, в том числе, производство и оборот вина, во многом были подготовлены в рамках работы СРО. Здесь собираются ведущие виноделы России, представители власти (их олицетворяли сегодня глава Управления по виноградарству и садоводству Краснодарского края Олег Толмачев и депутат Государственной Думы Владимир Машкарин), наконец, эксперты: на нынешнем собрании присутствовал Артур Саркисян, глава Союза сомелье и экспертов России. Присутствовал и глава Союза и виноделов России Леонид Попович.Дискуссионная площадка получилась живая и необходимая для развития российского вина. Ведь сегодня отрасль испытывает просто невероятное внимание со стороны власти. В конце мая Дмитрий Медведев посетил ту самую "Лефкадию", проявив прямой инетерес к становлению качественных российских вин. Теперь правительство намеревается установить для них географические наименования - аппелласьоны, ввести преференции для вин из российского винограда. Наконец, вино уже признано сельхозпродуктом, и на сегодня оно контролируется и Минсельхозом, и Росалкогольрегулированием (РАР) - ведомством, которым российские виноделы пугают своих детей. Попытку контролировать вино по тем же правилам, что и водку, никак не назовешь удачной. Чиновником РАРа приходится лезть во все сложные процессы винификации, пытаясь регламентировать размер и расстановку бочек, развешивание по стенам термометров и прочие милые мелочи из жизни виноделов.
Диалоги с настырными комиссиями из не разбирающихся в вине людей надоели, похоже, и власти. Во всяком случае, в этом году (и процесс лишь ускорился с присоединением Крыма) из Кремля была дана четка команда: облегчить честным виноделам жизнь, сделать их продукт конкурентоспособным на внутреннем рынке. РАР и сами виноделы поняли установку по-своему.
Первое чтение революционного законопроекта, предусматривающая перемены в 171 ФЗ, содержало квинтэссенцию чаяний виноделов. Отменить унизительное обследование производства со стороны чиновников РАР. Установить четкую привязку произведенного вина к собранному и задекларированному хозяйством винограду. Наконец, дать СРО возможность контролировать состоящих в ней виноделов: Росалкогольрегулирование в таком случае должно было появляться лишь на момент поступления вина в торговлю.
Парадоксальным образом эти предложения виноделов, прошедшие первое чтение в Госдуме, были заменены другой версией проекта. Внешне она выгляди так же благостно, появилась даже забота о малых фермерских хозяйствах: производящим менее чем 50 тыс л вина в год сулят льготное лицензирование и облегчение контроля. В законе вводятся понятия крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ) и индивидуального предпринимателя.
Однако именно вокруг этой второй версии законопроекта и разгорелись самые жаркие споры на заседании в "Лефкадии". Николай Пинчук выступил с решительной критикой внесенных изменений. Действительно, при всей декларируемой заботе о фермерах и качестве вина, остается главное: право чиновников РАРа обследовать производство, руководствуясь своими внутренними документами и решать в итоге, давать или не давать тому или иному виноделу лицензию. Лазейка в законе принята серьезная: Росалкогольрегулирование не собирается отпускать виноделов из своих цепких объятий.
Виноделы не были настроены столь критично. Некоторые из них прямо заявили, что готовы принять любые перемены в винном законодательстве. Действительно, ситуация вряд ли будет хуже, а на самое лучшее никто уже не рассчитывает.
К тому же не было представителей гаражных виноделов во главе с Геннадием Опариным. Последний решил выйти из СРО и собрать свое собственное, фермерское. Часть собравшихся во главе с председателем назвали это очередным проявлением государственной мудрости "разделяй и властвуй". Тем не менее, СРО, с которыми намерено работать государство в рамках нового законодательства, уже скоро может стать несколько. Их уже стали называть "большевиками", "меньшевиками"и "гаражистами". Взаимодействия внутри винодельческого мира это не добавит.
Наконец, желая поспособствовать государству в контроле за качеством вин, СРО теперь решило выдавать сертификат соответствия категории "вина географического наименования". В полном соответствии с ГОСТ 32030 - 2013, п. 4.4.
Географические наименования, напомним, ранее были прияты такие:
Кубань, Долина Дона, Ставрополье, Дагестан
Итак, виноделы сдержанно ждут реформ. В любом виде, любой форме, не надеясь на данном этапе полностью победить чрезмерный чиновничий контроль. В стане винных революционеров победили сдержанные надежды на дальнейший диалог с властью и модернизацию уже нового законодательства. Третье чтение законопроекта может быть презентовано уже 18 октября на ежегодном открытом заседании Союза виноградарей и виноделов России в Абрау-Дюрсо.
+ Запрет на вина из сульфосусла, вакуум-сусла
+ Винодельни больше не подвергаются поборам со стороны экологической и пожарной служб
+ Разрешена аренда винодельческого оборудования
+ Лицензирование виноделов-фермеров, производящих менее 50 тыс литров в год, осуществляется без счетчиков ЕГАИС, не требуются сертификаты на оборудование
+ При производстве и хранении вина из собственого винограда не требуется система ЕГАИС
+ Вес винодельческих СРО вырастет
+ "Реабилитированы" отечественные вина, крепленые ректификованным спиртом, например, "Массандра". Теперь это "вина специальные"
Минусы:
- Вводится понятие "государственного реестра виноградных насаждений", до сих пор не растолкованное виноградарям- Требуется отдельная лицензия для производства вин защищенного географического указания
- Остались возможности для вмешательства инспекторов РАР в работу винодела
- Заявлены особые условия для вин отдельных субъектов Федерации, где фактически может действовать внутреннее, а не федеральное законодательство.
Последнее окошко для диалога все же не закрыто. По указанию премьера Медведева в недрах Минсельхоза готовится Закон о виноградарстве и виноделии, который должен четко привязать вино к земле, на которой оно родилось. Только вот баталии вокруг нового закона в винодельческой среде могут быть еще более жаркими.
Реформы в российском виноделии бывают нечасто. В среднем раз в 50 лет: можно вспомнить царский закон о виноградном вине 1914 года и хрущевскую реформу 1956 года, приведшую к возникновению винсовхозов полного цикла. Когда повторится снова "парад планет" 2014 года не знает никто. Поэтому хочется верить, что работа СРО продолжится до победного конца.