Гаражное, фермерское вино — это очень демократичная история.
Наши малые виноделы легки на подъем, приятны общении и, в большинстве своем, бескорыстны. Когда в прошлом году, еще в рамках сайта Rusvina.ru, мы с Алексеем Носыревым затеяли «Народные дегустации» (они прошли в Ростове, Геленджике, Краснодаре), нам хватало бюджета в пару десятков тысяч на бензин, чтобы собрать образцы, на билеты да на гостиницу. Самое интересное, что такие инициативы всегда находят отклик: появляются отличные рестораны, правильные бокалы, и решается все не через переговоры и контракты, а на уровне рукопожатия. Главное: от посетителей нет отбоя. Нас периодически зачем-то спрашивают о стоимости билетов. Нет, господа, на нынешнем этапе становления российского виноделия все его события должны быть абсолютно бесплатны и доступны — иначе они теряют смысл. Как и зачем мы это делаем и будем делать, корыстные люди не поймут, энтузиасты оценят: к счастью, в нашем виноделии больше последних. Тем оно и живо.Первым инициатором проведения открытых винных мероприятий стал Геннадий Опарин. У себя в «Семигорье» он провел первые День гаражиста, Конкурс стейков, Конкурс совиньонов, Праздник молодого вина. Энтузиазм Опарина был вознагражден: сегодня в двух ресторанах его усадьбы нет свободных столиков в выходные дни. Теперь мероприятия, придуманные Опариным, могут принять у себя любые другие виноделы, и этим правом воспользовались уже Сергей Янов, Валерий Логинов, Алевтина Машкарина.
Когда Алексей Носырев предложил мне идею Народных дегустаций, я с радостью ее подхватил — во первых, чтобы самому узнать мнение общественности о перехваленных, охаянных или недохваленных отечественных образцах, а во вторых, чтобы помочь привести российских фермеров-виноделов к их главному перспективному потребителю — жителю южного мегаполиса. Слишком много зубов и вставных челюстей сломали наши виноделы в попытках пробиться на столичный рынок, где главными потребителями их вин так и остаются иностранные туристы да ностальгирующие выходцы с Юга.
Шаги в этом направлении уже делаются и у нас. В Ростове периодически проводятся ярмарки и дегустации местных вин. В числе их организаторов — отель «Эльбузд», фермерский кооператив Hunky Dory. В Севастополе популярный ресторан «Остров» предлагает вина Олега Репина и Павла Швеца. Постоянная площадка появляется и у виноделов Анапы, а Красная поляна и Олимпийский парк в Сочи воспринимают российских гаражников более чем позитивно.
И, пока виноделы Ставрополья побаиваются выбираться из подполья, первый шаг был сделан в Краснодаре. 4 октября Геннадий Опарин, Игорь и Анастасия Томилины собрали гаражистов Кубани в любезно предоставившем свою площадку кафе «Портал» в Городском саду.
Даже странно, что это не было придумано раньше: все на свете журналы авиакомпаний, рассказывая о Краснодаре в разделе «что привезти на память» обязательно упомянут кубанские вина. Кажется, кроме Кубани только Крым прочно ассоциируется с виноделием у большинства россиян. Но пока жители краевой столицы довольствовались лишь выставками в «Краснодарэкспо», в которых участвуют далеко не все фермеры.
Итак, начало положено:надо надеяться, что мероприятие станет регулярным. В его рамках сайт «Наше вино» провел дегустацию и экспериментальный конкурс этикеток. Занятый этими действами чуть менее, чем полностью, я фактически не видел самой мини-выставки, на которой, как никак, были представлены 17 хозяйств, многие — впервые в Краснодаре. Поэтому, например, я не попробовал вино ни одного из хозяйств, победивших на Конкурсе этикеток (об этом ниже).
Хочется верить, что гостям все понравилось: день был теплым, атмосфера дружелюбной, дегустация бесплатной, а мясо на гриле, черноморские устрицы и мидии — по вполне доступным ценам. Всем прибывающим раздавали на входе бокалы и в их поисках никто панически не бегал — чего не скажешь о многих других мероприятиях. Была и представительная публика: глава Российской Ассоциации Сомелье Алексей Сидоров продолжал углублять знакомство с нашими винами, начатое в сентябре, присутствовал и глава кубанского винодельческого комитета Олег Толмачев.
Первый блин комом не вышел, но и о недоработках поговорить есть смысл. Беда в том, что коллег-журналистов мы то ли не позвали, то ли позвали в недостаточном количестве. Ни фото- ни просто репортажей о новинках кубанского виноделия, упущенных мной, я пока не прочел. Да и блоггеры краснодарские то ли отсутствовали, то ли оказались скромнее ростовских: где вы, эпичные селфи с Алексеем Толстым или Геннадием Опариным? Кстати, за недостатком не столько количества, сколько качества публики, последний так и не смог продать с аукциона 225-литровую бочку молодого красного при стартовой цене 50 тыс. Да, к «русским ан-примерам», случись такие в будущем, надо будет готовиться серьезно.
А информационный повод был тот еще: состоялся выход в свет представительной делегации виноделов Краснодарской зоны. Она возродилась уже несколько лет назад, но известны были лишь имена Владимира Резниченко да Андрея Куличкова («Собер-Баш»). Теперь с нами Кирилл Бардаков, Андрей Грешнов, Сергей Дубинин, Александр Павелков, Игорь Томилин, Виталий Харченко — в пору устраивать собственный винодельческий консорциум!
«Цыганской» и даже «фейсбучной» почты для рекламы подобных мероприятий явно недостает, ведь приходят в большинстве своем друзья виноделов, итак знакомые с их творчеством. Альтруизм альтруизмом, а гаражистам перед грядущей легализацией крестьянско-фермерского виноделия пора набирать клиентскую базу. Клиентов не будет запредельно много, но система открытых клубов ценителей авторских вин просто обязана сформироваться к следующей осени. Над этим надо работать.
Я называю его экспериментальным: как проводить подобные мероприятия, я пока до конца не знаю. Но и нынешнее наводит на размышление (первое проходило в фейсбучной группе Rusvina в прошлом году, выиграл Алексей Носырев, вторым был Алексей Толстой).
Как всегда, дали виноделам самим выставить по одной своей удачной этикетке. Они были размещены на специальном стенде, рядышком стояла самая настоящая переносная избирательная урна с двуглавым орлом, оставшаяся с выборов губернатора Ставропольского края. Бюллетени с предложением выбрать одну-единственную лучшую гаражную этикетку Кубани выдавались гостям на входе — не под запись, но по одному в руки. Их было подготовлено 200, в конечном итоге, были использованы 116, а 9 признали недействительными: поставили более, чем одну отметку.
1. Павелков Александр, Краснодар - 25
2. Томилин Игорь, Краснодар - 23
3. Бардаков Кирилл, Краснодар - 17
4. Ничвидюк Олег, Архипо-Осиповка - 11
5. Толстой Алексей, ст. Варениковская - 10
6. Опарин Геннадий, Семигорье - 6
7. Прохоров Владимир, Анапа - 3
8. Дубинин Сергей, Краснодар - 2
9. Марченко Василий, Анапа - 2
10. Резниченко Владимир, Краснодар - 2
11. Харченко Виталий, Краснодар - 2
12. Янов Сергей, «Вилла Виктория» - 2
13. Антоненко Роман, Анапа - 1
14. Грешнов Андрей, Краснодар - 1
Итак, все победившие — краснодарцы, Павелков, Томилин и Бардаков, первый с достаточно вычурной этикеткой-постером, второй — с новаторским Karasoon (кто не знает, Карасуны — это ряд озер в Краснодаре, бывшее русло Кубани), третий — с дизайнерским контрастным изыском. Победители получили по вину, представленному компанией Simple: Banfi Col di Sasso, Mouton Cadet Bordeaux, Luigi Bosca Malbec Finca la Linda.
Мы будем и дальше оттачивать конкурс этикеток, и к анализам следующего, который пройдет на дегустации в Пятигорске, привлечем специалистов, дизайнеров и маркетологов. И совместными усилиями дошлифуем это и другие открытые мероприятия.