РАР наносит ответный удар

Закон о вине под угрозой

Всем неравнодушным к судьбе российского виноделия необходимо срочно  подключиться к обсуждению законопроекта «О развитии виноградарства и виноделия в Российской Федерации».

Редакция сайта «Наше Вино» располагает документом, который де факто ставит крест на прошедшем первое чтение в Государственной Думе законопроектe.

Революции может не состояться:  Министерство финансов, которому поручено дорабатывать законопроект ко второму чтению,  предложило свой вариант, основанный в основном на мнении экспертов Росалкогольрегулирования (РАР). Именно этот вариант министерство сейчас в ускоренном порядке проталкивает к подаче в Аппарат Правительства как готовый к принятию законопроект.

Закон о вине необходим России

Цивилизованный закон о вине в любой стране был первым шагом в развитии качественного виноделия. Фото: MICHAEL GAFFNEY/ISTOCK/THINKSTOC

Законопроект, прошедший первое чтение, похож для виноделов на сладкий сон: он выводит виноделие из кошмара проверок РАР и признает российские вина сельхозпродуктом. Напомним его ключевые положения:

  • Вино, игристое вино (шампанское) и ликерное вино, произведенное на территории Российской Федерации, в том числе с защищенным географическим указанием и с защищенным наименованием места происхождения, признается сельскохозяйственной продукцией (ст. 3 п.2.);
  • Регулированием производства вина занимается Минсельхоз в соответствии с Федеральным законом №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ст.3 п.3);
  • Росалкогольрегулирование будет ведать лишь маркировкой вин, внесением их в ЕГАИС и дальнейшим оборотом (ст. 3 п.4);
  • впервые декларируется неразрывная связь виноградарства и виноделия «как традиционной и важной составляющей сельского хозяйства» (ст.4);
  • Правительство РФ устанавливает порядок ведения реестра виноградных насаждений, формы деклараций об урожае и произведенном вине, устанавливает порядок лицензирования (ст. 5);
  • подразумевается определение Правительством РФ особого «федерального органа исполнительной власти», который будет осуществлять государственную политику и регулирование в отрасли — таким образом, открывается дорога для создания Агентства по делам виноградарства и виноделия (ст. 5 п. 2);
  • границы производства вин ЗГУ и ЗНМП утверждаются региональными правительствами в согласовании с саморегулируемыми организациями виноделов); они же ведут региональные реестры виноградников (ст. 6)
  • вообще реестр виноградных насаждений — краеугольный камень закона, именно на его основе будет контролироваться происхождение вина от лозы до бутылки: в нем будут учтены все виноградники, их площади, плотность посадки, сортовой состав и т.д. (ст.10);
  • весь урожай и все произведенные из него вина декларируются не позднее 15 февраля следующего за урожаем года, эти данные появляются в открытом доступе на официальном сайте правительственного органа (ст.11)
  • полномочия СРО самые обширные: они составляют расчет в потребностях в акцизах, сами утверждают стандарты качества ЗНМП, определяют границы зон производства вин ЗНМП и ЗГУ, имеют право организованно подавать декларации об урожае своих членов;
  • для получения лицензии достаточно иметь помещения, соответствующие требованиям, установленным для помещений, предназначенных для производства и хранения пищевой продукции, — при этом для КФХ не нужен отдельный склад готовой продукции (ст. 13);
  • статья 14 прописывает условия для получения лицензии — предоставление учредительных документов, уплату пошлины, договор с лабораторией (или аккредитацию собственной, документы на производственные помещения  и запрещает предъявлять какие-либо иные требования, лицензию возможно получить не позднее чем через 63 дня после подачи документов, и выдается она на 15 лет (ст. 15);
  • плановые проверки предприятий проводятся раз в 3 года, внеплановые — только на основании жалоб граждан и организаций на нарушение лицензионных требований (ст. 16);
  • на ярмарках, выставках и фестивалях, предназначенных для продвижения российского вина, разрешается продажа вин вне 171 ФЗ (ст 17 п.2);
  • разрешаются интернет-продажи российских вин (ст. 17 п.3). 

В сухом остатке мы можем получить вполне цивилизованный закон о вине. И можем его лишиться в одночасье!

Предложенный Минфином вариант лишь с первого взгляда может показаться компромиссным и удовлетворяющим винодельческую отрасль.

закон о вине

При внимательном рассмотрении предложенная редакция вносит терминологическую и нормативную сумятицу, вступает в острое противоречие со 171-ФЗ. Впоследствии сам же РАР назовет этот закон недееспособным, принятым в спешке и «под нажимом лобби виноделов».  Дело в том, что предлагаемый экспертами РАР вариант закона вносит нормы, несогласованные с реальным производственным процессом и действующей законодательной базой.

В то же самое время, депутаты, в том числе представители винодельческих регионов, могут вполне проголосовать за данный законопроект, если не увидят противодействия ему виноделов — из благих побуждений, стремясь ускорить развитие отрасли.

Виноделы, будьте внимательны!

Предложенные поправки концептуально изменяют идеи, изначально заложенные в законопроект,  принятый в первом чтении.

Они коренным образом меняют направленность законопроекта на развитие виноградарско-винодельческой отрасли.

В предложенном законопроекте отсутствуют какие-либо преференции для крестьянско-фермерских хозяйств.

Проект искусственно объединяется в одном документе с поправками в 171-ФЗ, в результате изменяется и название закона, что впоследствии будет негативно сказываться на дальнейшей правоприменительной практике.

А самое главное — вино так и не становится сельхозпродуктом, не выводится из под произвола проверяющих «чрезвычаек» РАР.

Предлагаем консолидировано  и в самом срочном порядке (каждому от имени своей организации/предприятия/КФХ) подготовить замечания к данному законопроекту, направив их одновременно на три адреса:

Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву,

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину;

Заместителю Председателя ГД ФС РФ, Руководителю фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» С.И. Неверову.

Ознакомиться с законопроектом Минфина

 От вашей позиции сегодня зависит все! 

Поделиться этой записью