Вино и депрессии

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

А.С. Пушкин «Зимний вечер»

 

В

о все времена, в любом веке люди тревожились и волновались. Тревога от боязни потерять сегодняшнее положение и волнения о недостижимости своих грез. Античные греки, римляне и последующие народы знали много средств от депрессии, в том и или ином виде дошедшие до XX века.

Философские беседы с друзьями, совместные религиозные камлания, спорт и конные ристалища, морские путешествия, упражнения с оружием, духоподъемная музыка духовых и симфонических оркестров, пиры и шумные застолья. Беседовать, путешествовать, наблюдать за гонками колесниц и женить детей, вести переговоры лучше всего за чашей вина. Социум не терпел сухости и одиночества. Трезвенность и социопатия, которая побуждала отдельных людей жить в «пустынях», вдали от городов и сел, вызывала в народе неподдельное уважение — такие люди объявлялись святыми отшельниками, было их очень немного. В Средние века в Европе воду пили только в качестве наказания, и никому в голову не приходило её продавать бутылочно или по стаканам на розлив. Вино и пиво делали бал, продукты спиртовой перегонки появились позже и стоили довольно дорого для обычных граждан.

Потребление вина достигает своего пика во Франции в первой трети ХХ века и оценивается разными исследователями около 150-180 литров на человека в год. Для работающего человека в сельском хозяйстве или на подсобных работах в промышленности было нормальным выпивать литр-полтора столового вина в день. Схожая картина в Италии, Испании и других винодельческих странах.

Крах винных держав
02

В 1954 г. во Франции был создан специальный комитет по алкоголизму. В известной мере усилиями этого комитета достигнута стабилизация «душевого потребления» алкоголя. Комитет дает рекомендации по дневной норме потребления вина: 0,25 л для юношей в возрасте от 14 до 20 лет; 0,4 л для женщин; 0,5 л для мужчин, ведущих сидячий образ жизни, и 1,1 л для рабочих физического труда.

Другой источник: «Винный Гид Реймона Дюмэ» (издание 1967 года) на основе врачебных исследований рекомендует вино детям от 5 до 7 лет — 40 грамм молодого красного вина с водой за едой. В день.

От 12 до 16 — 250 грамм.

От 16 до 18 – 360 грамм. Полбутылки!

Виноделие во Франции является одной из важнейших с экономической точки зрения отраслей производства. Торговый оборот от производства и продажи алкогольных напитков составляет ежегодно 20 млрд. фр., а государство за счет налогов получает 3,5 млрд. фр. — отмечают меланхолично справочники.(«Экспресс-информация» ВНИИМИ, 1974, № 11).

Однако примерно со второй половины 1960-х потребление вина падает. Считается, что в 1965 году среднее годовое потребление вина на душу населения во Франции составляло 160 литров в год. В 2010 году оно снизилось до 57 литров и, похоже, в ближайшие годы сократится до 30 литров. В Италии цифры еще более впечатляющие: 61 л в год на душу в 1992 году, 53 — в 2002-м, 37 — в 2012-м. Испания: 39 литров в год на душу в 1992 году, 34 — в 2002-м, 20 — в 2012-м.

Природа как, доказали классики физики, пустоты не терпит. Если в одном месте убывает, то в другом обязательно прибывает. И угол отражения равен углу падения – помним мы из школьных уроков. Особенно если убыль и прибыль можно исчислить деньгами. А уж график доходов чертить одно удовольствие.

Что в продажах росло и колосилось с 60-х годов прошлого века? Чем дышало общество и промышленность? Ответ — Большая Химия. Минеральные удобрения. Синтетические ткани. Пластики. Фармацевтика.

Наиболее активно потребление антидепрессантов росло в период с 1980 по 2014 год в Швеции, Норвегии и Словакии. Только в Швеции этот показатель вырос на 1000 процентов! Самый медленный прирост применения этих препаратов за этот же период был зафиксирован в Нидерландах, Швейцарии, Болгарии, Франции и Люксембурге (винные страны).

Тысячепроцентный рост продаж на антидепрессантах сделали медицинские компании! Это штука посильнее, чем… За такой рост прибыли не то что алиготе и рислинг, мать родную под нож пустит капиталист.

Наиболее активными потребителями антидепрессантов оказались исландцы: почти девять процентов населения «сидит» на этих препаратах. Статистика показывает, что Исландия находится на вершине приема психотропных препаратов — 106 доз в день на каждых 1000 жителей в 2011 году, по сравнению с 71 дозой десятью годами ранее.

Во Франции и Германии употребляют 50 доз в день на каждых 1000 жителей. В Италии уровень приема антидепрессантов находится на отметке всего (!) 42 дозы в день.

Дени Савро

Дени Савро

Самый главный фактор в падении потребления вина во Франции, как и везде в Европе, — феминизация. Это больная тема. Безопасность, гигиена, предосторожность — вот ценности феминизированного общества. Смелость, риск — это ценности маскулинного общества. И коллективизм в противовес индивидуализму. Кроме того, у нас уже шесть миллионов мусульман, вообще не пьющих вина, о чём никто, кстати, тоже не решается писать. Вот главное. Спад потребления вина — фактически конец рабочей культуры. На праздниках газеты L’Humanite — главной коммунистической — и по сей день вино льётся рекой. Только народа там всё меньше. Можно наложить друг на друга два графика: спад влияния компартии Франции и спад потребления вина. Кривые будут одинаковые! Вот и у вас Горбачёв хотел покончить с коммунизмом и начал с вырубки виноградников!

И тут же растёт потребление антидепрессантов, которых в 1960 году не было вообще. Теперь французы вина потребляют в два раза меньше, чем тогда, а антидепрессантов 60 миллионов упаковок в год! Но ведь фармацевты изобрели эти «пилюли счастья», задумавшись над эффектом бокала после трудного дня. А теперь они спонсируют антиалкогольные кампании. Но говорить о росте потребления лекарств — табу! Весёлая и беззаботная Франция теперь на первом месте в Европе по депрессиям! Безумие… Дени Савро, директор Revue de Vin de France, главного винного журнала Франции. Интервью Дмитрию Ковалеву, Simple Wine News, № 5 (54) 2011

Шведская модель

Минуточку, товарищи. Швеция и Исландия — это страны, в которых в 20-м веке проводились антиалкогольные компании: в Исландии (1912-1923 гг.), в Швеции (1914-1921 гг.)! После антиалкогольных реформ продажи спиртного там так зарегулированы, что ни в сказке сказать. Не буду пугать читателей подробностями, их легко можно отыскать на туристических сайтах. Упомяну лишь, что во времена Первой мировой войны алкоголь в Швеции продавался по квотам — 2 литра крепкого спиртного на три месяца. Ныне там самые высокие налоги на алкоголь, высокий возрастной ценз на покупку алкоголя, крайне ограниченные места продажи государственными монопольными магазинами Systembolaget. Решение о закупке алкоголя принимает комиссия на основе слепого тестирования, принимая во внимание цену и место производства.

4 бокала Бордо в день от депрессии

4 бокала Бордо в день от депрессии

В Исландии госмонополия не только на продажу, но и на производство алкоголя. Дорог и импорт; бутылка итальянского вина в государственном магазине VINBUDIN стоит от 18 евро. Местный алкоголь тоже дорог: бутылка водки Reyka — 40 евро. Население отвечает государству ударным самогоноварением.

Зато Всемирная Организация Здравоохранения надувает щеки и приводит Швецию и Исландию как примеры антиалкогольной работы, забывая отметить при этом, что антидепрессанты в таком разрезе нужно рассматривать как суррогат алкоголя.

Любой не ангажированный врач, любая энциклопедия, выпущенная до 1960-х годов указывает, что этиловый спирт в умеренных дозах оказывает антистрессорное, кардиозащитное и радиопротекторное действие. А ведь виноградное вино — это не только антистрессовый напиток, но и целый комплекс природных витаминных, витаминоподобных веществ, минералов и фенолов, углеводов и органических кислот.

Вино часто применялось в качестве лекарственного средства в клиниках терапевтического профиля. По «Российской фармакопее» (6-е издание, 1910 г.) числились официальными лекарствами белое и красное столовые вина, а также ряд специальных лекарственных вин . Последнее упоминание о применении вина в медицинских целях в России относится к периоду Великой Отечественной войны.

Но кто будет ворошить старые справочники, когда можно круглосуточно продавать пилюли: сначала антидепрессанты, потом транквилизаторы, затем витамины, потом новые и инновационные антидепрессанты и так без конца. А вино можно списать в маргиналии, ограничить места его продаж, установить максимально неудобное время продаж для работающего человека, запретить рекламу и прочее, прочее.

Вино — продукт сельскохозяйственного производства, продукт местности и климата, продукт производства с крайне ограниченной денежной емкостью. Ну а фармацевтическая фабрика может располагаться где угодно, занимать площадь, несравнимо меньшую, по сравнению с виноградниками и садами, а через развитую аптечную сеть имеет возможность пропускать сколь угодно большие денежные потоки с огромной прибылью. Сказал врач: пей таблетки три раза в день и никакого алкоголя! А то картина смажется.

Не нами замечено, что административный запрет или ограничение производства и продажи виноводочной продукции неизбежно приводит к развитию подпольного производства и оборота суррогатов алкоголя, упадку виноградарства и виноделия. Об этом свидетельствует опыт Исландии (1912-1923 гг.), Швеции (1914-1921 гг.), Норвегии (1919-1924 гг.), Финляндии (начиная с 1919 г.), США (1920-1932 гг.) и России (1914-1925 и 1985-1989 гг.) Америку сухой закон подтолкнул к Великой Депрессии, а СССР — к развалу страны.

Виагра вместо мадеры

Почему же закат эпохи вина начался в 60-е? В 1952 году в Нью-Йорке препарат ипрониазид был синтезирован для лечения туберкулеза. Благое дело. Когда же дошло до клинического применения, стало понятно, что туберкулез из организма никуда не девается, зато у больных заметно улучшалось настроение. Не пропадать же добру! Так был создан первый в истории антидепрессант. Вместо бутылки шампанского — таблетка. Мечта писателей-фантастов!

04

Хотелось бы напомнить, что ипрониазид в России и Италии изъят из оборота в связи с неблагоприятным соотношением риск-польза и одновременным недостатком существенных доказательств его эффективности.

Любое фармакологическое из ряда антидепрессантов, транквилизаторов обладает огромным списком противопоказаний и побочных эффектов, вино же не рекомендовано лишь беременным, кормящим матерям.

Аналогичная история произошла в 1990 году. Для лечения ишемической болезни сердца и стенокардии был синтезирован препарат силденафил. От болезней сердца он не помог, кровоток улучшался вовсе не в сердце, а в том органе, где у грузина из общеизвестного анекдота висит кинжал. Препарат стал известен под торговым названием «Виагра». Вместо «женского коньяка» — мадеры мировой рынок проглотил голубенькую таблетку по сумасшедшей цене.

50-60-е годы прошлого века – годы прорыва в фармакологии, тогда в психиатрическую и неврологическую практику были внедрены нейролептики (аминазин, галоперидол, резерпин), транквилизаторы (мепробамат, диазепам). Психиатры, психотерапевты получили в руки удобное, разящее оружие и, ничуть не смущаясь, вытерли ноги о старое доброе вино. Старый приятель, готовый выслушать своего соседа по гаражу, готовый часами слушать о проблемах в семье, о работе, о риске ядерной войны за бутылкой каберне, стал вдруг всем мешать.

Кстати, до создания веселящей таблетки ипрониазида считалось, что депрессией страдают только 50-100 человек на миллион, поэтому до этого момента фармацевтические фирмы не проявляли выраженного интереса к антидепрессантам.

Я прерву свой рассказ. С этого момента вам легко самим наблюдать продвижение фармакологических компаний к миллиардным прибылям напрямую. Через виноградники.

Поделиться этой записью