Энонимы – наименования вин

Настало время ввести новый термин для названий вин. Вот как он работает на практике.
Эволюция винных наименований продолжается до сих пор

Эволюция винных наименований продолжается до сих пор

О

номастика, или наука об именах собственных (греч. ὄνομα — «имя»), изучает все их виды – антропонимы (имена людей), зоонимы (клички животных), топонимы (названия географических объектов), теонимы (собственные имена Бога и божеств в любом пантеоне) и пр. Как видим, термины различных классов конструируются по шаблону класс лиц или предметов + оним, при этом такой класс обозначают, как правило, греческим словом.

Есть в ономастике и раздел, изучающий наименования различных видов товаров; он называется прагмонимикой (греч. πράγμα – «вещь», «товар»), а сами такие наименования прагмонимами. Ономатологи (специалисты по ономастике) сетуют, что до настоящего времени отсутствует полное собрание классов прагмонимов – т.е. номенклатурный список названий различных товаров, например, транспортных средств, или кондитерских изделий (в лингвистической литературе есть даже термин конфетоним), или алкогольных напитков. В этой статье для наименования виноградных вин предлагается ввести в научный оборот термин эноним (греч. οίνος – «вино» + оним).

В юридическом контексте прагмонимы более известны как товарные знаки или торговые марки. Впрочем, мы считаем, что следует различать термины прагмоним и [словесный] товарный знак. Хотя в известном «Словаре русской ономастической терминологии» Н.В. Подольской термин «товарный знак, словесный» объясняется как «словесное обозначение марки товара, в равной степени относящееся к каждому экземпляру в данной серии и ко всей серии в целом», мы считаем, что с учетом положений действующего законодательства о товарных знаках данное определение более точно относится к термину прагмоним, поскольку в юридическом смысле далеко не каждое обозначение (наименование) товара является товарным знаком.

Так, эноним «Черный лекарь» является одновременно и товарным знаком, а эноним «Рислинг» (поданный как пример товарного знака в Словаре) таковым не является. Согласно Гражданскому кодексу РФ, товарный знак– это «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, [на которое] признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак».

Наименование вина «Рислинг», одноименное с наименованием сорта винограда, как «общепринятый термин» не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака согласно Гражданскому кодексу РФ. Однако это наименование является энонимом, т.к. обозначает наименование вина, приготовленного исключительно или преимущественно (не менее 85%) из данного сорта (согласно «Основным правилам производства виноградных вин», утвержденных Минсельхозом в 1998 г.).

Аналогично, если вино приготовлено из купажа двух или нескольких сортов винограда, оно может называться по наименованию таких сортов (напр., «Каберне Саперави»). Данный эноним также не будет являться товарным знаком.

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений вин, одноименных с географическими объектами государств – участников международного договора, но не происходящих с территорий данного географического объекта, если качество, репутация или иные характеристики этих вин определяются их происхождением. Поэтому нельзя признать товарными знаками энонимы, содержащие слова «коньяк», «шампанское», «кагор» (эти прагмонимы, кроме того, являются названиями типов вин, и в таком случае их пишут со строчной буквы) и пр., тем более что Франция еще с нач. 1990-х гг. требует от России не использовать эти названия.

Чтобы указать на происхождение сортового вина, кубанские производители в его наименовании к сорту винограда зачастую добавляют наименование своей компании (в ономастике – ктематоним), которое, в свою очередь, часто является зарегистрированным товарным знаком. В таком случае получается составной эноним: «Рислинг Мысхако», «Шардоне Фанагории».

Еще один путь индивидуализации – создание т.н. коллекций (линеек, серий) вин, объединенных общим названием, обычно фантазийным. Напр., вина «Шардоне», «Совиньон», «Премьер Блан» и др. входят в коллекцию «Шато Тамань Резерв» (Château Tamagne Reserve). В данном случае энонимами являются как наименования собственно вин, так и наименование коллекции.

Название любого вина – как моносортового, так и купажного – может быть фантазийным. Такие названия, будучи энонимами, могут регистрироваться в качестве товарных знаков.

Российские виноделы преимущественно выстраивают политику наименования своих вин следующим образом:

  • а) сухие сортовые вина именуются по названию сорта винограда, из которого они приготовлены, с указанием наименования компании;
  • б) купажные вина именуются по названию сортов винограда, из которых они приготовлены, либо несут фантазийные наименования.

Здесь отметим, что дорогие вина обычно называют просто: сорт винограда + наименование компании (или апелласьона/терруара, или коллекции), а вот дешевые пестрят различными слезами, монахами, монархами, глазами – как правило, черными.

А вообще мотивация для названий вин может быть разной. К примеру: исторические объекты в Болгарии («Бургас», «Великое Тырново», «Стара Загора»), дагестанские вина, которые называли по именам героев народного эпоса: «Шарвили», «Мисиду» (вино как напиток, имеющий собственную этническую самобытность).

***

Таким образом, термин «эноним» вряд ли можно считать тождественным термину «товарный знак», подлежащему государственной регистрации и охраняемому в качестве объекта интеллектуальной собственности.

Энонимы могут быть одноименны с сортом (сортами) винограда, из которого произведено данное вино, или же они могут представлять собой любое фантазийное наименование, индивидуализирующее данную марку вин. Внутри таких фантазийных наименований можно выделить класс энонимов, производных от наименования компании-производителя. Энонимы также могут быть одноименны с наименованиями типов вин (брют, кагор, маджара).

Теги Этикетка

Поделиться этой записью