Север Черноморья

Виноградарство Херсонской губернии в XIX веке
О

дним из регионов Европейского юга Российской империи, где в XIX веке развивалось виноградарство и виноделие, была Херсонская губерния. Этот регион, большая часть которого раскинулась между Южным Бугом и Днестром, издавна был известен под названием Дикого Поля (позже – Ханская Украина) и являл собой пограничную местность между польскими, турецкими, крымскотатарскими, молдавскими и русскими владениями, а также поселениями запорожских казаков. Населяли его кочевые татары (ногайцы), выходцы из Молдавии и украинцы.

Земли, ставшие впоследствии Херсонской губернией, вошли в состав Российской империи в разное время.

Так, территория между Бугом и Днепром принадлежала России уже в середине XVIII в. С 1752 г. туда переселяют выходцев из Сербии, Черногории, Венгрии, Болгарии, Греции (этот регион под г. Елисаветградом* стал известен под названием Новая Сербия*), и военные власти заботятся о развитии там виноградарства.

Запорожцы и вино

Приднестровье было присоединено к России в 1787 г. Виноградарство там начало развиваться раньше, в начале XVIII в., в узкой полосе на левобережье Днестра (приблизительно соответствует современному Приднестровью), где рядом с оседлыми татарами поселялись молдаване, занимавшиеся этим ремеслом на своей старой родине, украинские крестьяне и русские староверы. После присоединения к России оседлые татары и многие переселенцы, опасаясь преследований, покинули эту территорию, а саму землю, включая виноградники, выпалили.

После разрушения Екатериной II Запорожской Сечи казаки, в массе своей поселившиеся на землях между Днестром и Бугом, занялись возделыванием лозы. Есть свидетельства современников о том, что запорожцы еще до 1790 г. имели виноградники и делали вино около нынешнего Херсона и на реках Ингул и Днестр. В других документах сказано, что виноград в ту пору в этом регионе произрастал также в диком или одичалом состоянии в низовьях Днепра, между Херсоном и Александровском. Впрочем, запорожцы не оказали сколь-нибудь значительного влияния на развитие виноградарства в регионе, так как, во-первых, их проживание там было весьма кратковременным – в 1792 г. они в массе своей переселились на Кубань, а во-вторых, несмотря на, как пишет М. Баллас,

«свойственную малорусскому племени любовь к садоводству»,

виноградарство запорожцам было мало знакомо*.

В 1790 г. было издано распоряжение о разведении садов и виноградников во всех поселениях по Бугу и Днестру, от бывшего запорожского острова Хортицы до черноморских лиманов. Лозы были выписаны из Аккермана (тогда еще турецкого владения; вошел в состав Бессарабской области России в 1812 г.) и с берегов Дона. Чтобы приохотить местное население к виноградарству, был издан ордер, согласно которому

«если кто себе … разведет виноградник или сад, [такие угодья] не только от него … не отнимать, но и в вечность ему и наследникам его конечно останется».
Одесские терруары

В районе Григориополя виноградарством стали заниматься армяне, переехавшие туда из Измаила. В 1804 г. начинается заселение региона немецкими колонистами, а в 1808 г. там появляются болгары. Правительственной инструкцией от 16 мая 1801 г. для внутреннего распорядка и управления Новороссийских колоний было предписано колонистам «разведение общественных виноградных садов». Дело, однако, шло туго, потому что в 1803 г. к инструкции было издано дополнение, согласно которому каждый колонист должен был получить для высадки от 5 до 10 лоз, а тех, кто не высадит, а уничтожит эти лозы, следовало наказывать розгами, а посадку винограда производить за их счет.

Винодельня Колонист из Одесской области известна за пределами Украины Винодельня Колонист из Одесской области известна за пределами Украины

В Одессе (бывшем турецком укреплении Хаджибей), вошедшей в состав России по Ясскому миру в 1791 г., первый виноградник был заложен в предместье Молдаванке майором Спорити в 1798 году. Одесский градоначальник герцог Эммануил Ришелье был большим любителем садоводства и поощрял занятие виноделием (при его содействии основаны виноградоводочные и ликерные заводы, где разливались «итальянские ликеры» Rossoglio и Maraschino). На отведенной вокруг города под дачи земле появляются все новые виноградники. Но начало промышленному развитию виноградарство положило основание под Одессой немецких колоний Большого и Малого Либенталя и Люстдорфа.

Вехой в развитии виноградарства в регионе современники считали назначение в 1823 г. Новороссийским генерал-губернатором графа Воронцова. Он выписывал из Крыма и раздавал бесплатно всем желающим лозы; учредил в Одессе ботанический сад, из питомника которого можно было получить виноградные черенки. В нач. 1830-х гг. учрежденное им «Общество сельского хозяйства южной России» также устроило питомник, в который были выписаны лозы из Токая, Крыма и с Дона, и где они дальше размножались и передавались бесплатно всем желающим.

Одесский завод Редерера Одесский завод Редерера

Как уже было сказано, под Одессой многие дачевладельцы начинают заниматься виноградарством. Современники отмечают, в частности, богатый сортимент дачевладельца Шмидта: первые посадки (30.000 лоз) он произвел в 1824–1826 гг; в 1827 г. выписал бургундские, бордоские и шампанские лозы из Франции (80.000 черенков); в 1828–1829 гг. токайские и будапештские из Венгрии (60.000 черенков). Высшей точки развитие виноградарства под Одессой достигло к 1835 г., после чего оно постепенно приходит в упадок. Толчком к этому послужили сильные морозы зимой 1835–1836 гг., когда значительная часть виноградников вымерзла, и последовавшая засуха. В результате, если в 1835 г. в Херсонской губернии было произведено 211.744 ведер вина, то в 1837 г. объемы производства едва достигали 20.000 ведер.

Присоединение к России Бессарабии в 1812 г. исследователи считали фактором, негативно повлиявшим на развитие виноградарства и виноделия в соседней Херсонской губернии вследствие того, что условия для занятия виноградарства в первой были гораздо более благоприятны, а спрос на вино в Херсонской губернии мог быть вполне удовлетворен за счет бессарабских вин. Для успешного выращивания винограда на глинистых и известковых почвах в окрестностях Одессы требовались более глубокая сплошная перекопка и тщательный уход, чем в Бессарабии. В северных уездах Херсонской губернии развитию виноградарства препятствовали сравнительно короткий вегетационный период, ранее наступление осенних заморозков.

Бессарабия в начале ХХ века Бессарабия в начале ХХ века

С другой стороны, один из одесских виноделов барон де Шеданвр еще в 1827 г. отметил, что в местных климатических условиях виноград гораздо лучше переносит господствующие там засухи, чем фруктовые деревья, а одесское вино отличается большей крепостью и лучшим букетом, чем бессарабское.

Как бы там ни было, в 1840–1850 гг. заметный рост числа виноградников наблюдался лишь в западной части Херсонской губернии – в Тираспольском и Одесском уездах; в немецких колониях (Либенталь); в болгарской колонии Парканы; и у государственных крестьян нескольких приднестровских волостей. Благоприятным для выращивания винограда фактором в западной части губернии следует считать тот факт, что эта территория разрезана широкими и глубокими долинами, наполненными лиманами и открытыми влиянию моря, откуда приносятся смягчающие климат туманы далеко внутрь материка.

Рост площадей, занятых под виноградники, начался в 1860–1870 гг. Это обусловливалось рядом социальных и экономических причин (замена общинного владения личным; замена фруктовых садов виноградниками по причине большей доходности последних). В городах новое пробуждение интереса к культуре объяснялось также проведением водопровода (в Одессе), железной дороги (в Тирасполе).

Площадь виноградников в Херсонской губернии по уездам

Уезд Площадь, десятин
1885 г. 1897 г.
Тираспольский 1268,75 4696,35
Одесский и г. Одесса 993,25 2636,65
Херсонский 12,83 323
Ананьевский - 53
Елисаветградский 2,42 1
Александрийский - 0,50
Итого по губернии: 2277,25 7710,5

Как видим, основными виноградарскими районами Херсонской губернии в XIX веке были Тираспольский (Приднестровье) и Одесский уезды; в Херсонском уезде были опыты занятия виноградарством; а в других районах это занятие «носило спорадический и любительский характер» в силу суровости местного климата.

Немцы и Трубецкие

Из собственников Херсонского уезда упомянем барона А.Э. фон Фальц-Фейна (1864–1919), брата основателя заповедника Аскания-Нова Фридриха и отца ныне здравствующего лихтенштейнского барона Эдуарда фон Фальц-Фейна (1912 г.р.). В 1892 г. он первым в регионе обработал свои будущие виноградники французскими плугами Fondeur, а год спустя посадил классические сорта винограда (каберне, мурведр, семильон) на обращенных к юго-востоку склонах и в ежегодно затапливаемой низменности. Вскоре оказалось, что низинные виноградники страдают от излишней влажности. Следует сказать, что невыгодность расположения виноградников в низинах и плавнях и худшее качество ягод и, соответственно, вина с таких посадок по сравнению со склонами холмов отмечали многие исследователи того времени.

Сегодняшнее возрождение традиций Сегодняшнее возрождение традиций

Из-за продолжительного стояния в воде виноград был подвержен грибным болезням и в особенности гниению корней. Кроме того, когда при весеннем наводнении виноградные кусты находятся долго под водою, как это случается близ самого Днестра, то летом они неминуемо засыхают. Однако у низинных виноградников был один, но весьма важный плюс – поскольку эти виноградники каждый год в течение продолжительного времени затапливались, они оказались невосприимчивы к заражению филлоксерой. Примечательно, что к рубежу ХХ в. на виноградниках Херсонской губернии филлоксера еще не была обнаружена.

У слияния реки Конки с Днепром был создан обширный виноградник князей Трубецких (сорта рислинг, совиньон блан, каберне совиньон и каберне фран).

В Приднестровье (Тираспольский уезд) выращивали практически те же плодовитые позднеспелые сорта, что и в соседней Бессарабской губернии: поама-рара*, батута нягрэ, плавай а также педро хименес, чауш и изабеллу. В основном лозы завозились из Аккермана (южная Бессарабия); международные сорта также из Никитского ботанического сада и соседних виноградников Бессарабской и Подольской губерний.

В Одесском уезде были распространены те же поама-рара, батута нягрэ, плавай; из столовых сортов – чауш и мускат.

Особенности виноградарства

Заливные низинные виноградники отличались огромной силой роста и большим плодоношением, с высокой формировкой куста, занесенной из центральной Бессарабии. Низкая и средняя формировка, более всего подходящая для гораздо менее рослых кустов степной полосы Херсонской губернии, была заимствована в южной Бессарабии (Аккерман). Там, где практиковали высокие кусты, насаждения были довольно редкими – от 800 до 1.200 кустов на десятину; при средней и низкой формировке количество кустов на десятину увеличивалось от 2 до 6 тыс.

Современники описывали качество ухода за виноградниками в губернии в конце XIX в. как «небрежное»: например, в болгарских колониях Одесского уезда при низкой и небрежной подрезке и в отсутствие кольев ветки переплетались и валялись на земле без всякой подпоры и ухода.

На зиму большинство виноградников Херсонской губернии закапывались или прикрывались, за исключением нескольких хозяйств немцев-колонистов Тираспольского и южной прибрежной части Одесского уездов. Несмотря на это, практически все виноградники губернии страдали от весенних заморозков (более всего их пагубное влияние ощущалось в низинных и заливных местностях).

Степные виноградники, напротив, страдали от отсутствия воды.

Привитое виноградарство практиковалось только в части Одесского уезда, граничащей с Аккерманским; в основном омоложение виноградников и замену сортов проводили посадкой черенками или укоренившимися чубуками.

Винный пресс Винный пресс

Собранный виноград свозили на винодельни, где черные сорта отделяли от белых и сбрасывали в кадки, в которых давили либо ногами, либо с помощью древка, а иногда перетирали руками. Перетертый виноград с отжатым суслом в кадках прикрывали рядном и оставляли бродить на несколько дней, после чего сусло сливали в чистые бочки, а мезгу прессовали на винтовых прессах. Вино из перетертого винограда получалось кисловатым и резким, а добытое из-под пресса еще худшим (последнее хранили преимущественно для собственного потребления).

С затапливаемых низинных виноградников получали кислые и неспособные к длительной выдержке вина; с лоз, растущих на более высоких местах можно было получить более спиртуозное вино.

В то же время, М. Баллас указывал, что потенциально в южной полосе Херсонской губернии можно делать достаточно крепкие и доброкачественные вина – продолжительность вегетационного периода, не слишком суровая зима, жаркое лето и продолжительная сухая осень благоприятствуют этому. Необходимыми условиями для улучшения качества вин он считал подбор подходящего сортимента и использование передовых технологий. В силу преобладания в губернии глинистых почв автор также предполагал, что красные вина будут там получаться лучше, чем белые.