Восточный Крым — один из самых жарких и сухих винодельческих регионов России. Переходящие в пляжи скалы, выжженные холмы на горизонте, абсолютно синее здесь Черное море.
В этих местах наблюдается рекордно низкое для юга страны количество осадков, порой не больше 300 мм в год, что сродни разве лишь полупустынным районам Дагестана. В отличие от прикаспийских краев, сухость и жар несколько смягчаются присутствием Черного моря. Но все равно, именно крепкими, десертными винами и бренди славится уже пару веков этот край с такими легендарными производителями, как "Коктебель" и "Солнечная долина". Правда, сухие образцы здесь есть, причем в той же "Солнечной Долине" они в наше время становятся определенным трендом.
Да, сухие сделать можно, как показывает практика, — но никак не игристые. Это понимал в 1878 году и основатель хозяйства, создатель его концепции ( "крымская Шампань") князь Лев Сергеевич Голицын. Абсурдно говорить о том, что князь, строя свои знаменитые погреба в одном из самых жарких уголков полуострова, не осознавал, что здесь не вырастут утонченные пино нуар и шардоне. Ведь вино он учился делать именно в холодной Шампани и более свежем, хоть и одинаковым по широте с Новым Светом, приатлантическом Бордо.
Это потом, как бы оправдываясь, и уже высадив свой знаменитый экспериментальный питомник на 500 сортов, он напишет:
Да, построив свои погреба, Голицын тут же начинает покупать виноматериалы в Севастополе. Их возят морем. Чуть позже стал брать пино нуар и рислинг у своего друга и родственника князя Петра Трубецкого в возрожденном в наши дни имении под Херсоном.
Дело в том, что история появления "Нового Света" — это целиком и полностью любовная история. Двадцати пяти лет от роду Голицын в отцовском имении под Муромом влюбляется в соседку грузинскую княжну Надежду Херхеулидзеву, дочь керченского градоначальника, героя Русско-Турецкой, адъютанта графа Воронцова. Бурный роман и светский скандал, в результате которого Голицын навсегда расстался с карьерой ученого (он писал докторскую по правоведению). Ведь Надежда Захарьевна на тот момент уже была замужем и носила фамилию князя Засецкого. Молодая пара на 5 лет уезжает в Европу, у них рождаются две дочери. В эти же годы темпераментная грузинка привозит Голицына в имение своего отца "Парадизио" или "Новый Свет". Любовь и молодость делают свое дело: Голицын незамедлительно выкупает имение на берегу живописных бухт Зеленой, Синей и Голубой. Здесь он решает делать вина, и не просто вина, а игристые с дальней задумкой утереть нос самой Шампани, что и сбылось в 1900 году с Moet et Chandon. Роман иссякает, Голицын и Засецкая расстаются, когда скоропостижно умирает ее законный муж. Казалось бы, дорога к новому браку была открыта: но княгиня считала, что именно они с Львом Сергеевичем довели помещика до смерти смерти (Голицын даже пост предводителя дворянства у него отобрал). Следы грузинской красавицы теряются. С большим трудом и по личной просьбе царя две дочери князя Любовь и Надежда впоследствии официально принимают фамилию Голицыных и воспитываются в его семье. Есть версия о том, что в "Новом Свете" князь укрылся с детьми, безнадежно испортив свою репутацию в свете большом, петербургско-московском. Так и стал виноделом, вернув себе доброе имя.
В 1886 году князь женится на графине Марии Орловой-Денисовой. А "Новый Свет" остается.
И вместе с ним три с половиной километра прохладных погребов, после рабочего дня в которых так приятно прогуляться вдоль новосветских бухт по специально устроенной для этого тропе и послушать волны в гроте на берегу моря, где князь устраивал фееричные дегустации с факелами и оркестрами. И, разумеется, бутылка брюта Paradisio под черноморские устрицы. О каком Севастополе, о каком Херсоне тут идет речь?
Да, "Новый Свет"— это российский "гений места", не терруар, но место создания легендарных игристых вин, рожденных любовью и красотой. Это винодельческий бизнес по-русски, смысл которого ни в Шампани, ни в Бордо не поймут. Не без гордости вам расскажут, что на красоту Голицын потратил три состояния: собственное, любовницы и жены.
Кстати, и поколение, выросшее на говорухинских "Детях капитана Гранта" или "Пиратах XX века", считывает виды новосветских бухт с листа. К тому же сегодня это один из самых уютных и развитых курортных поселков полуострова. Очевидно, когда-нибудь история любви Льва Голицына тоже станет достоянием кинематографа и превратится "Новый Свет" в нашу российскую "Санта-Барбару".
Князь разорился, в 1913 году передал "Новый Свет" в ведение царского Удельного ведомства. Предприятие выжило, процветало в советские годы. От тех пор здесь сохраняется атмосфера, отчасти напоминающая сцены иоселианиевского "Листопада" Женщины в белых халатах, доска почета, суровые рабочие, тут и там развешены стихотворные пассажи о вине собственного сочинения сотрудников. Это тоже определенная история, определенная атмосфера, на Кубани уже не существующая. Ну а в 1990-е здесь началось и возрождение голицынского наследия, заключившиеся, например, в воссоздании его винной коллекции, истребленной "народом-богоносцем" в 1917 году. Да, досталось посмертно в 1930-е и князю с женой, при жизни потакавшим революционерам: новые хозяева выбросили останки из склепа в ближайший овраг. Их подобрали и перезахоронили уважавшие князя крымские татары, но новая могила до сих пор не известна. Об этом здесь рассказывать не любят и, чтобы забыть поскорее неприятные страницы, всячески возрождают память о Льве Голицине.
Культ личности князя потрясает. Его монументов и изображений здесь десятки, побольше, чем бывало лениных в среднесоветском городке. Голицын с царем, Голицын в кресле, абстракционистский Голицын взирает со стены своего погреба. Да уж, памятников виноделам в России особо не замечено, как и вообще памятников основателям тех или иных исторических предприятий. Голицынская винотека, голицынский рабочий кабинет прямо в погребе. Здесь обязательно расскажут, что, именно работая в такой прохладе круглый год, князь возымел привычку носить свою знаменитую папаху. Без папахи, да еще и с холодными брютами после +35°С снаружи на дегустации тяжковатодегустации даже на несколько дней простыть.
Кстати, пино нуар здесь порой называют по-голицынски пино фран.
Ежегодно в "Новом Свете" проводят конкурс игристых, возглавляемый опытным Джоном Салви, Master of Wine из Великобритании. Джон, романтик старой закалки, неоднократно упоминал о своей любви к этому месту. В прошлом году конкурс посетила глава дома Романовых Мария Владимировна. Приедет ли в этом году мистер Салви, неизвестно: санкции, как-никак. "Новый Свет" теперь запрещен в Европе, а его глава Янина Павленко даже попросила в отместку ограничить ввоз европейских вин в Россию. Присоединение к исторической Родине здесь, кстати, восприняли положительно и выпустили патриотичное кюве "Крым — Россия". Есть надежда, что благодаря санкциям здесь не сразу познают "прелести" южноафриканского балка, которые может навеять знакомство с материковыми шампанистами.
Дегустация прошла как раз в голицынском погребе в компании любезнейших и гостеприимных Людмилы Семеновны Задорожной (главного технолога) и Татьяны Васильевны Максимовой (зам. директора по производству). Некоторые вина были перепробованы в Пятигорске.
- Госпредприятие, сохраняющее черты советского управления и виноделия. Вопрос о приватизации пока не стоит.
- Только бутылочная шампанизация, принципиальный отказ от акратофоров. Только игристые вина.
- Отказ от ЯМБ (малолактики), свойственный и некоторым домам Шампани (Lanson, Gosset). Отсюда свежесть вин и мелкий перляж.
- 9 месяцев на осадке в бутылке для базовых вин, 36 месяцев для классической линейки. Ручной дегоржаж.
- Специальная раса шампанских дрожжей "Новый Свет №7", выведенная в институте "Магарач".
- Декларированное использование только крымского и украинского винограда. Основная зона закупок — Севастополь.
- Воссозданные голицынские ассамбляжи "Новый Свет" и "Парадизио": немногие из сохранившихся исторических российских вин.
- Голицынский стиль сохраняется в купажах: например, к шампанским сортам князь часто добавлял рислинг.
Рислинг, шардоне и пино нуар. Ароматное, цветочное, свежее. Тона белых цветов, цитрусовых, деликатный оттенок рислинга. Сбалансированное молодое игристое.
Виноград из долины реки Кача под Севастополем. Отличное пенообразование, яркий гудронный тон, смягченный свежим цитрусовым и в меру экзотическим послевкусием. Свежий, четкий сухой стиль добротного эльзасского кремана. Чистое и яркое вино.
Классические для хозяйства шардоне, рислинг и пино нуар в современном исполнении. Свежее кислотное вино, рислинговый тон, цитрусовый и спелый вкус, минеральное послевкусие, все же лишенное вожделенной легкости. Чуть позже раскрываются курага, сухофрукты. В целом получается удивительно нестандартный, спелый и поистине южный крымский экстрабрют.
Качественный блан де блан которого пока нет в продаже (стопроцентный шардоне есть в вине "Парадизио" 2008 года). Виноград происходит из Севастополя. Слегка гудронный тон, цитрусовые, белые цветы и орехи. Спелое фруктовое и ореховое послевкусие. Прямое, тонкое и освежающее вино под крымские морепродукты.
Дегоржаж этого миллезима был произведен в 1997 году. Вино само по себе историческое, это некая дань падению советского строя и возрождению традиций. Точно такой ассамбляж был представлен Голицыным Николаю II в 1896 году: 44% шардоне, 30% рислинг, 20% пино нуар (простите, фран) и — внимание — 6% каберне совиньон. По моде того времени вино и сделано с 42 г/л остаточного сахара. В ароматике доминируют сухофрукты, белые цветы, во вкусе — липовый мед и спелая айва. Богатое и насыщенное вино, настоящий реликт.
Севастополь, совхоз имени Софьи Перовской. Кстати, именно здесь в долине Бельбека, делает свои именитые пино нуары Олег Репин. У вина очень нежный лососевый цвет, тон лесных ягод, душистый и слегка пряный. В послевкусии спелая вишня и ежевика. Отличное качество винограда и вина, весьма молодого и живого.
Каберне совиньон (70%) и алиготе (30%). Советский стиль и вероятное желание конкурировать с "Цимлянским" воплотились в этом ярком и насыщенном игристом, где бальзамический тон, спелые танины сочетаются с полсевкусием красных лесных ягод и даже животным оттенком. Уходит игристость — и в бокале весьма приличное красное вино. Для нашего времени подобный стиль забавен и не до конца понятен.
Итак, "Новый Свет" в свой очередной переходный, как и для всего крымского виноделия, период, может порадовать сохраненным качеством и неплохим заделом на будущее. При всем историческом флере это вовсе не вина для посиделок монархистов с коммунистами. В главных кюве есть легкость и глубина, миллезим 1993 в этом плане и вовсе потрясает. Все эти вина надо безусловно перепробовать, как и добраться до всей линейки (всего позиций под два десятка, включая разные вариации по сахару).
Современные маркетинговые ходы, вроде того самого "Крым — Россия" с полуостровом в цветах триколора на этикетке или редких для нашего рынка бутылочек по 0,2 л, не могут не радовать. Но в целом хозяйству необходим легкий ребрендинг, особенно в разделении уровней качества и окончательном определении узкого круга приоритетных кюве.
Ну и базовые "новосветские", безусловно, нужны стране и народу, хочется при этом верить, что рынок избавится от всевозможных "Шампанских Лев Голицын" с твердыми знаками и без, являющихся, по сути, подражаниями историческому бренду. Ну а если при правильных маркетинговых ходах и росте качества "Новый Свет" останется верен ряду упомянутых фактов и принципов, а особенно крымской терруарности (и хоть бы, что ли, ввели санкции на балк!), то скорое врастание исторической марки в элиту российских вин просто неизбежно.