Приднепровские лозы

Из истории и современности виноделия Днепропетровска
В

Днепропетровской области Украины сейчас активно работает с десяток гаражистов, наиболее известные из которых — Игорь Заика, Алексей Сухоруков, Николай Чабаненко и Алексей Скитенко. В силу климатических причин те, кто выращивает классические сорта (И. Заика), лозу на зиму укрывает, а любители советских гибридов (А. Сухоруков) занимаются неукрывным виноградарством. Пить вино становится в регионе модным, и вот уже на многочисленных Днях города, района и т.д. стало нормой представлять местное вино. Например, в этом году такие фестивали вин, в которых приняли участие местные гаражисты, впервые прошли в Днепропетровске и Запорожье (это кроме традиционных фестивалей вина, проходящих в течение уже ряда лет в Одессе и нескольких райцентрах Закарпатья).

Игорь Заика на Дне Гаражиста - 2013. Фото Игоря Улько Игорь Заика на Дне Гаражиста - 2013. Фото Игоря Улько

У местных «гаражистов» от 10 соток до 4 га своего винограда (в последнем случае — вместе со столовыми сортами), выращенного в Днепропетровской области. У некоторых есть виноградники в других регионах. К примеру, Игорь Заика является совладельцем виноградника в Одесской области. Для приготовления вина, если не хватает своего, виноград докупают.

Есть в регионе и крупный промышленный производитель — компания «Алеф» (торговые марки «Золотая амфора», «Клинков», «Жан-Жак»).

Потемкин и немцы

А истоки новейшей истории виноделия в Приднепровье находим во временах царствования императрицы Екатерины II. Первым виноградарем в Екатеринославе (как тогда назывался нынешний Днепропетровск) стал знаменитый князь Григорий Потемкин (прозванный запорожскими казаками Грыцьком Нечесой), который в 1787 году на одном из приобретенных на берегу Днепра земельных участков устроил «прекрасный сад». Потемкин высадил виноградные лозы, привезенные на 12 фурах из Молдавии. Ухаживать за виноградниками он пригласил болгар. Сад этот, впрочем, просуществовал недолго — всего лишь до 1798 года.

04

Однако в 1790 году вдоль Днепра были разведены другие сады и виноградники, лозы для которых были привезены из Южной Бессарабии (Аккермана).

Тогдашняя Екатеринославская губерния на юге граничила со степными районами Таврической и Херсонской губерний, где виноградарством занимались довольно активно. Поэтому неудивительно, что вскоре лоза «перешагнула» их границы и вошла в пределы Екатеринославской. Здесь наиболее благоприятными для винограда оказались почвы и климат местностей вдоль Днепра и по берегам Азовского моря.

Екатерина, переселив в этот край греков, немцев и армян из Крыма, даровала им в 1779 г. право разводить на льготных условиях сады и виноградники и продавать вино «в раздробь» (в розницу) и «на вывоз» без уплаты пошлины. Одними из первых виноградарей в регионе (как и в соседних Таврической и Херсонской губерниях, а также в регионах Кавказа) стали немцы-менониты. Переселенцы из Данцига/Гданьска освоили остров Хортица, а также основали колонии вблизи Мариуполя и Таганрога, который тогда входил в состав Екатеринославской губернии. Площади виноградников, впрочем, там были мизерными – 6,5 десятин в 1834 г. и всего 5 десятин три года спустя. Очевидец пишет, что вскоре и эти лозы погибли «от небрежного ухода».

Следует сказать, однако, что виноградарство в регионе и в дальнейшем то оживало, то затухало. Это неудивительно, если принять во внимание пограничные и рискованные для лозы климатогеографические условия губернии — так, виноградник упоминаемого Феодосия Трипольского находился на 48° с.ш.

Виноградник Игоря Заики Виноградник Игоря Заики

В 1848 г. виноградниками столовых сортов вновь обзавелись некоторые помещики, жившие вблизи Екатеринослава, Мариуполя, а также в Верхнеднепровском, Павлоградском и Новомосковском уездах. Самые крупные были вблизи Мариуполя и в близлежащей деревне Ялте, основанной тюркоязычными греками – переселенцами из Крыма: 13.000 и 5.000 кустов, соответственно.

Развитие промышленного виноградарства в губернии подстегнули в нач. 1860-х гг. тяжелые экономические условия: многие хозяева, отчаявшись получить какой-либо доход от хлебопашества, стали искать, каким бы «полезным растением» его заменить, и начали обращать внимание на виноградную лозу. В 1867 году первый крупный виноградник был заложен в Екатеринославском уезда вышеупомянутым Феодосием Трипольским, а вскоре и его братом Константином. Саженцы они брали из Крыма и Бессарабии, постепенно увеличивая площадь виноградников (в 1895 г. – 27 десятин; в 1899 г. – 32 десятины). Сортимент включал сорта шасла красный, кокур, педро хименес, семильон, мускаты.

В расположенном на Левобережье Днепра Новомосковском уезде садовод Кощенко успешно разводил столовые сорта винограда — мускат, чауш и др. В 1886 г. напротив Екатеринослава, находящегося на правом берегу Днепра, посадил сорт шасла на 3-х десятинах местный доктор Бараф (в 1892 г. он получил урожай в 100 пудов винограда).

Общая площадь виноградников губернии по состоянию на 1890 г. равнялась 200 десятинам, а объемы производства вина – 8.000 ведер. В последние годы XIX в. площадь виноградников достигла 250 десятин. В среднем, урожай с десятины был 100 пудов – таким образом, в губернии производили 25.000 пудов винограда, из которых выделывали от 6 до 7 тыс. ведер вина. Остальной виноград потреблялся в свежем виде.

"Новороссийское шампанское"

При этом, собственно, отдельные виноградники были небольшими – от ½ до 3-х десятин. Кроме помещичьих владений, работали и крестьянские хозяйства (селения Борисовка – свыше 50 десятин, и Дмитриевка – свыше 45 десятин). Современники отмечали, что как раз крестьянские хозяйства в основном перерабатывали виноград на вино. Примером для крестьян-виноградарей служил соседний Мелитопольский уезд Таврической губернии.

Н.К. Пимоненко Пасхальная заутреня в Малороссии Н.К. Пимоненко Пасхальная заутреня в Малороссии

Интересным примером можно назвать виноградник, разбитый немцами-колонистами на песках в северном Павлоградском уезде.

Среди факторов, тормозивших развитие виноградарства в Екатеринославской губернии, специалисты называли «необходимость идти ощупью в новом и неизвестном деле», отсутствие близлежащих питомников и технических знаний по выращиванию винограда и производству вина.

На рубеже ХХ в. филлоксера, по сообщению исследователей, еще не дошла до Екатеринославской губернии, хотя лозы там страдали от других болезней, свойственных винограду: оидиума, милдью.

Осенью, перед закапыванием куста на зиму, производили обрезку. Почву рыхлили либо всплошную, либо делали канавы или ямки (М. Баллас считает последнюю практику «негодной» на тамошних сухих почвах).

Вот как описывает автор процесс производства вина крестьянами Борисовской волости: собранный виноград помещали в мешок, завязывали его веревкой и, положив в корыто, давили ногами; выжатое сусло, преимущественно из белого винограда, помещали в кадку, куда добавляли мезгу и подвергали брожению; спустя несколько дней сусло переливали в бочки и так — недоброженным — развозили по базарам, где продавали по 5 – 10 коп. за кварту (около литра).

Братья Трипольские готовили вино более корректно: давили виноград мельницами, брожение проводили при температуре + 16° С. Вина подспиртовывали, а для завершения бурного брожения еще и нагревали, что добавляло расходов на производство вин в губернии (не забываем о закапывании лозы на зиму). Вина отправляли в Харьков для приготовления газированного напитка, именуемого «Новороссийским шампанским».

В целом, М. Баллас воздерживался от «слишком оптимистических» прогнозов относительно будущего виноделия в Екатеринославской губернии – как по причине местных климатогеографических условий, так и принимая во внимание близость Крыма, откуда туда привозили виноград в больших объемах. По этим же причинам он прогнозировал успех в регионе только «шипучих» вин.